Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 14.03.2023
Источник: Сайт «РТ на русском»

"Выдающаяся разработка": какую роль сыграл Ан-26 в развитии отечественной военно-транспортной авиации

55 лет назад советское правительство приняло решение создать новый легкий тактический военно-транспортный самолет. Так началась история Ан-26 - рабочей лошадки, заслужившей большую популярность в войсках за прочность конструкции, неприхотливость и надежность. Самолет мог брать на борт 5,5 т грузов, перебрасывать десант и эвакуировать раненых. Ан-26 массово поставлялся за рубеж и имел множество модификаций. Самолет продолжает использоваться российскими ВКС и сегодня, однако срок его эксплуатации истекает. На замену создается Ил-112В, который оснащается улучшенной авионикой и двигателями. По мнению экспертов, после доработки самолет станет достойным преемником легендарного Ан-26.
Фото: travelsoul.ru
12 марта 1968 года Министерство авиационной промышленности и Военно-воздушные силы СССР приняли решение о разработке нового легкого тактического военно-транспортного самолета, получившего наименование Ан-26. Этой машине было суждено стать одной из самых востребованных в сегменте военно-транспортной авиации нашей страны.

Как заявил в комментарии RT заслуженный военный летчик РФ генерал-майор в отставке Владимир Попов, Ан-26 стал уникальным турбовинтовым легким транспортником ВВС СССР. Его главная задача заключалась в переброске войск и техники на сотни километров.

"Ан-26 можно назвать выдающейся разработкой ОКБ Антонова в нише тактической военно-транспортной авиации. Он позволял Советскому Союзу в кратчайшие сроки перебрасывать войска и грузы на средние дистанции", - пояснил Попов.

Огромную популярность Ан-26 в войсках эксперт объясняет способностью самолета приземляться на бетонные и грунтовые взлетно-посадочные полосы, высокой надежностью всех элементов конструкции и неприхотливостью в эксплуатации.

Рабочая лошадка

Ан-26 разрабатывался на основе Ан-24Т - транспортной версии популярного регионального лайнера, который мог перевозить грузы общей массой до 4 т или до 37 военнослужащих. Также из него могли десантироваться 33 парашютиста с личным оружием, а при выполнении санитарных задач - разместиться до 24 раненых на носилках.

Однако военные считали Ан-24Т не слишком удобной машиной в плане погрузки-выгрузки, были недовольны ее недостаточной грузоподъемностью и дальностью полета, пояснил Владимир Попов. Антоновцы тоже понимали необходимость создания более совершенного транспортника для нужд ВВС.

Учитывая требования военно-воздушных сил, советские инженеры реализовали в Ан-26 новую конструкцию носовой и хвостовой частей фюзеляжа. Были увеличены размеры грузового люка, а его хвостовая часть стала выполнять функцию трапа для самоходной техники.

"Ан-26 был лучше, чем Ан-24Т, продуман для выполнения авиадесантирования и грузов, и военнослужащих. В стандартное оборудование самолета вошли тросы для крепления карабинов вытяжных шнуров для парашютов и откидные сидения вдоль бортов. Грузоподъемность Ан-26 составила 5,5 т", - отметил Попов.

Другой ключевой особенностью нового самолета стали модернизированные турбовинтовые двигатели АИ-24ВТ, отличавшиеся простотой конструкции, экономичностью, надежностью и удобством в эксплуатации.

Двигатель располагал высоким запасом газодинамической устойчивости на всех режимах полета, был оборудован противообледенительными устройствами, системами пожаротушения и автоматического флюгирования (поворота во время полета) лопастей воздушного винта.

Кроме того, высокая эксплуатационная надежность АИ-24ВТ в значительной степени обеспечивалась наличием средств, предохраняющих двигатели от перегрузок.

Ан-26 мог разгоняться до 540 км/ч. Крейсерская скорость самолета составляла около 440 км/ч, практическая дальность - 1100 км, высота полета - 7,5 км.

Поработали антоновцы и над улучшением аэродинамики нового транспортника: Ан-26 получил крылья с увеличенной площадью и модифицированной формой профиля, которая повышала подъемную силу и уменьшала лобовое сопротивление воздуха.

Дебютный полет машины состоялся 21 мая 1969 года. Ан-26 пилотировал экипаж во главе с командиром Юрием Кетовым. Серийное производство самолета было развернуто на Киевском авиационном заводе. Первые серийные образцы поступили на боевое дежурство в 1970 году, однако официальное принятие самолета на вооружение произошло 26 мая 1975 года с выходом соответствующего приказа министра обороны СССР.

Летчики хвалили Ан-26 за удобство пилотирования, устойчивость, прочность конструкции, неприхотливость, хорошие эксплуатационные и взлетно-посадочные характеристики. Самолет использовался в ВВС, авиаподразделениях ПВО, ВМФ, в погранвойсках и в МВД, а также применялся для подготовки десантников и начинающих авиаторов.

Ан-26 массово поставлялся за рубеж и имел множество модификаций. Например, версия "Прожектор" оснащалась станцией лазерной подсветки целей и узлами подвески высокоточного ракетно-бомбового вооружения.

Другие модификации Ан-26 использовались для радиотехнической разведки, перевозки пассажиров и контейнеров, ледовой разведки, медицинских задач.

"Я бы охарактеризовал Ан-26 как рабочую лошадку. Самолет приспособлен для эксплуатации на разных аэродромах и в различных природно-климатических условиях: от жаркой Африки до Северного полюса. Из минусов - шумные двигатели, но для военных этот момент особого значения не имеет", - подчеркнул Попов.

От Ан-26 к Ил-112В

После распада СССР ВВС России продолжили эксплуатацию Ан-26. Согласно открытым источникам, в парке Вооруженных сил РФ сейчас насчитывается более 100 таких самолетов. Как говорят летчики, машина по-прежнему справляется с возложенными на нее задачами.

"Несмотря на более чем полувековую историю отечественного турбовинтового самолета, Ан-26 продолжает отличаться своей надежностью. Очень выносливая машина. Конструкционная прочность - самая главная положительная черта самолета", - приводит пресс-служба Минобороны РФ слова летчика авиационного полка Ленинградского объединения ВВС и противовоздушной обороны ЗВО Николая Пахомова.

Вместе с тем назначенный срок службы самолета постепенно подходит к концу. По данным военного ведомства, до 2030 года из эксплуатации должны быть выведены 50% парка Ан-26, а к 2032 году - уже 90%.

"На самом деле, если потребуется, Ан-26, конечно же, может пролетать гораздо дольше, так как в эту машину был заложен действительно огромный эксплуатационный ресурс. Но в таком случае без глубокой модернизации не обойтись. Скорее всего, она не будет осуществляться, так как Ан-26 давно нашли замену", - говорит Владимир Попов.

В планах Минобороны РФ заменить Ан-26 на аналогичный по классу Ил-112В, разработка которого стартовала в 2014 году. Новый самолет может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах и имеет примерно такие же тактико-технические характеристики, как антоновский.

Главные отличия между двумя машинами, как отмечают эксперты, заключены в значительно более современных двигателях и бортовом радиоэлектронном оборудовании.

"Ил-112В спроектирован по передовым цифровым технологиям и оснащен продвинутой отечественной авионикой. Пилотажно-навигационное оборудование предоставляет пилотам возможность автоматического захода на посадку", - сообщается на сайте Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Ил-112В оснащается электронным блоком БАРК-65СТМ и турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ мощностью свыше 3 тыс. л. с. разработки "ОДК-Климов" (Санкт-Петербург).

Как говорится в материалах предприятия, БАРК-65СТМ контролирует работу не только двигателя, но и воздушного винта, управляя, таким образом, всей силовой установкой самолета.

"Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки", - отмечается на сайте "ОДК-Климов".

Однако проект Ил-112В был омрачен трагедией, которая произошла в августе 2021 года в Подмосковье. Во время тренировочного полета опытной версии самолета произошло возгорание правого двигателя. Машина стала терять высоту и рухнула на землю. Погиб весь экипаж.

После трагедии было решено серьезным образом доработать Ил-112В, в том числе его двигатель. Срок запуска серийного производства был перенесен. Предполагается, что после усовершенствования и прохождения всех испытаний самолет будет выпускаться на авиазаводе в Воронеже. Минобороны может получить до 200 новых машин.

В комментарии RT военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин отметил, что руководство военного ведомства и авиапромышленности приняло адекватное решение по Ил-112В. По мнению эксперта, доработанный самолет непременно станет достойной заменой Ан-26.

"В истории авиации случалось немало катастроф опытных самолетов. Важнее сделать правильные выводы и исправить выявленные дефекты. Если оценивать заявленные разработчиками характеристики, то Ил-112В должен стать очень хорошим военно-транспортным самолетом и, конечно же, превзойти Ан-26. В переносе его серийного производства нет ничего критичного. Главное, чтобы все необходимые испытания Ил-112В были завершены и прошли успешно", - резюмировал Литовкин.

Алексей Заквасин, Елизавета Комарова

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
22 фев 2024
Сергей Чемезов: Ростех успешно справился с возобновлением производства Ту-160
22 фев 2024
Денис Мантуров: сертификация самолета МС-21 должна завершиться к концу 2024 года
22 фев 2024
Турецкий истребитель пятого поколения Kaan совершил первый полет
22 фев 2024
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
22 фев 2024
В Екатеринбурге планируют построить научно-производственный центр по созданию БПЛА
22 фев 2024
БПЛА в местах отсутствия сотовой связи будут оснащены спутниковыми трекерами от АО "ГЛОНАСС"
22 фев 2024
Минэкономразвития: в Иннополисе протестируют беспилотные авиационные системы
21 фев 2024
Путин поручил проработать вопрос о создании центра для испытаний БАС
21 фев 2024
СМИ: в Индии запущена программа модернизации истребителей Су-30МКИ
21 фев 2024
МАИ начал обучение по программе сертификации беспилотных авиационных систем
21 фев 2024
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
21 фев 2024
В МАИ разработали программу, ускоряющую проектирование самолётов и автомобилей
21 фев 2024
МАИ подтвердил статус участника федерального проекта «Передовые инженерные школы»
20 фев 2024
Ростех приступил к серийному выпуску отечественного остекления для МС-21
20 фев 2024
Отрасли БПЛА к 2026 году может потребоваться до 40 тысяч новых кадров
20 фев 2024
Китайский пассажирский самолет С919 совершил тестовый полет в Сингапуре
20 фев 2024
Массовое производство дрона-камикадзе "Антонов" стартовало в Челябинске
20 фев 2024
В МИФИ разработали радиолокатор для беспилотников, умеющий делать фотоснимки
19 фев 2024
Китайский большой гражданский вертолет AC313A завершил первые летные испытания при низких температурах
19 фев 2024
Хочется, чтобы наши самолёты летали как можно больше
19 фев 2024
Появились кадры с макетом перспективного китайского палубного истребителя пятого поколения J-35
19 фев 2024
Передовая инженерная школа МАИ представила результаты работы за 2023 год
19 фев 2024
ОДК запустила производство лопаток двигателя ПД-8 из жаропрочных сплавов разработки НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ
16 фев 2024
Ростех создал уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей самолетов
22 фев 2024
Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунов
22 фев 2024
ГосНИИАС на круглом столе по искусственному интеллекту
22 фев 2024
Новые электродвигатели КРЭТ для беспилотников прошли заводские испытания
21 фев 2024
ОКБ Сухого провело летные испытания прототипа БАС вертикального взлета
21 фев 2024
ЦАГИ посетил вице-губернатор Санкт Петербурга Владимир Княгинин
21 фев 2024
В ОДК-Кузнецов представлена программа «Изобретательская инициатива-2024»
21 фев 2024
Десять отличников качества ОДК-СТАР получили заслуженные награды
20 фев 2024
ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21
20 фев 2024
15 лет КРЭТ: консолидация - обновление - развитие
20 фев 2024
В небе МАКС - лучшие летчики-испытатели СССР и России
19 фев 2024
Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» совершил первый полет
19 фев 2024
В ОДК-СТАР обновили коллективный договор
19 фев 2024
Будущее за "умными" счетчиками
16 фев 2024
Ко Дню гражданской авиации: ГосНИИАС в эфире Первого канала
16 фев 2024
"Уроки авианауки" провели специалисты ЦИАМ для московских школьников
16 фев 2024
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
16 фев 2024
ОДК-Сатурн углубляет знания школьников в точных науках
15 фев 2024
Поиск путей научного взаимодействия: ЦАГИ посетила делегация МГУ
15 фев 2024
Руководитель научного комплекса ГосНИИАС на семинаре "Проблемы искусственного интеллекта" РАИИ и ФИЦ ИУ РАН
15 фев 2024
Ростех запустил производство лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов
15 фев 2024
Пермские моторостроители инициировали проект ранней профориентации "Студия ПД-35"
14 фев 2024
Представители ЦАГИ посетили выставку беспилотных систем в Абу-Даби
14 фев 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС по науке С.Ю. Желтов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
14 фев 2024
ОДК-УМПО получило право ремонтировать узлы двигателя ПД-14
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».