Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.03.2023
Источник: "Военное обозрение"

Китай продолжает разработку нового боевого вертолета

В настоящее время Народно-освободительная армия Китая располагает достаточно крупным парком боевых вертолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новой винтокрылой машины ударного назначения. В этом проекте планируют использовать современные и перспективные решения, благодаря которым вертолет сможет продолжать службу и оставаться актуальным в течение нескольких следующих десятилетий.
Фото с сайта daytimenews.ru
Новый проект

В первых числах марта китайская телекомпания CCTV взяла интервью у главного конструктора вертолета Z-10, ныне политического советника Компартии Китая, Ву Симина. Он рассказал об основных направлениях развития вертолетной отрасли, а также упомянул разработку нового проекта в военной сфере.

Ву Симин сообщил, что промышленность уже разрабатывает перспективный вертолет для НОАК. Не исключается возможность ускорения этих работ, и для этого планируют приложить все усилия. При этом будет использоваться методика разработки техники, созданная ранее. Она предусматривает несколько этапов создания проекта - исследование нового поколения техники, предварительное изучение поколения, а также его проектирование и производство. Одновременно в разработке может быть несколько проектов.

Представитель CAIC также отметил специфику первых стадий создания проектов. По его словам, не следует просто перенимать и применять иностранные идеи из области вертолетостроения. Нужно брать в развитие только то, что подходит Китаю. Одновременно с этим нужно сделать правильные оценки и найти пути развития, чтобы созданные наработки оставались актуальными в течение следующих 20-30 лет.

К сожалению, Ву Симин и CCTV не стали раскрывать технические подробности разрабатываемого проекта. Пока известно только о самом факте проведения работ. Каким будет новый вертолет, и когда НОАК получит его, не сообщается.

По известным данным

Следует напомнить, что китайская промышленность уже не впервые рассказывает о разработке перспективного боевого вертолета для НОАК. По известным данным, корпорация CAIC и институт China Helicopter Research and Development Institute с 2019 г. в инициативном порядке занимаются таким проектом, и к настоящему времени он прошел ряд первых стадий.

Так, в апреле 2022 г. сообщили, что проект успешно дошел до этапа летных испытаний. Основные решения проекта были реализованы в виде макетного образца, который к тому времени совершил свой первый полет. После отработки при помощи такой летающей лаборатории новые идеи получат развитие и лягут в основу полноценного проекта боевого вертолета.

По данным китайской прессы, новый вертолет должен существенно отличаться от существующих образцов. Применяются новые компоновочные решения, изменена аэродинамика и т.д. За счет этого удастся улучшить летно-технические характеристики, повысить массу и грузоподъемность, а также снизить заметность.

К сожалению, какие-либо материалы по проекту CAIC и CHRDI пока не публиковались. Его разработка уже дошла до той стадии, когда можно рассказывать о проводимых работах, но технические подробности пока не разглашаются. Возможно, продолжение работ и достигнутые успехи позволят в обозримом будущем раскрыть хотя бы основные особенности проекта.

Предполагаемый облик

Несмотря на отсутствие официальных данных, можно попробовать угадать облик перспективного проекта от CAIG. В основу такого прогноза лягут как известные сведения о других вертолетах, в т.ч. иностранных, так и любопытные намеки от китайской промышленности.

Очевидно, что разработка нового вертолетного ударного комплекса для НОАК разделяется на три основных направления. Создается непосредственно платформа в виде вертолета, а также комплекс радиоэлектронного оснащения и набор вооружений для нее. С электроникой и оружием в целом все понятно - будут разработаны новые РЛС, ОЛС, СУО, ракеты и т.д. с повышенными техническими характеристиками. В случае с платформой, однако, ясность пока отсутствует.

В интервью для CCTV Ву Симин упомянул возможность заимствования иностранных наработок, но только с учетом собственных потребностей. Это может быть намеком на некоторые особенности перспективного проекта. Вполне возможно, что будущий боевой вертолет создается с оглядкой на передовые иностранные разработки.

Так, "источником вдохновения" может быть американская программа FVL, целью которой является создание нескольких вертолетов с повышенными летно-техническими характеристиками. При этом следует вспомнить, что в прошлом году в качестве одного из гипотетических преимуществ нового китайского вертолета упоминалась именно повышенная скорость полета.

Американские проекты серии FVL решают задачу повышения летных характеристик несколькими способами. Предлагаются вертолеты с дополнительными толкающими винтами и полноценные конвертопланы с поворотными винтомоторными группами. Обе архитектуры имеют свои преимущества, но по совокупности параметров лучше выглядит скоростной вертолет с дополнительным винтом. Вероятно, по тому же пути пошли и китайские вертолетостроители.

Требуемый уровень

Если CAIC действительно создает новый вертолет для замены существующих Z-10 и Z-19, то можно представить требуемый для него уровень тактико-технических и боевых характеристик. По всем параметрам эта машина должна превосходить имеющиеся - иначе замена попросту не имеет смысла.

Будущий Z-10 разрабатывался корпорацией CAIC в девяностых и двухтысячных годах, причем на ранних этапах большая роль в проекте возлагалась на российскую фирму "Камов". Z-19 создавали уже в двухтысячных на основе вертолета Z-9 - лицензионной копии европейского Eurocopter Dophin. Несмотря на большую разницу в сроках разработки, оба вертолета были приняты на вооружение НОАК в 2012 г. К настоящему времени армия получила не менее 180-190 машин каждого типа.

Z-10 крупнее и тяжелее Z-19 - его максимальная взлетная масса достигает 7 т. Он оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-9 мощностью по 1250 л.с., с помощью которых может развивать скорость до 270 км/ч. Дальность полета - 800 км. Z-19 во взлетной конфигурации весит не более 4,25 т и использует двигатели WZ-8 мощностью 940 л.с. При этом по летным характеристикам он похож на Z-10.

Оба вертолета управляются парой летчиков, работающих в кабинах тандемной компоновки. В зависимости от модификации, Z-10 и Z-19 оснащаются радиолокационными и оптико-электронными станциями, цифровой системой управления вооружением, средствами радиоэлектронной борьбы и т.д.

Z-10 несет встроенную артиллерийскую установку с 23-мм автоматической пушкой. На крыле имеются четыре точки подвески на 1,5 т нагрузки. Вертолет может нести неуправляемые ракеты калибра до 90 мм, а также различное вооружение "воздух-земля". Прежде всего, это управляемые ракеты с лазерным или радиолокационным наведением. Z-19 не имеет пушки, и отличается меньшей грузоподъемность. Он так же оснащен четырьмя точками подвески и использует ту же номенклатуру ракет.

Таким образом, перспективный вертолет, разрабатываемый для будущей замены Z-10 и Z-19, должен развивать скорость не менее 270-280 км и иметь дальность более 800 км. Также от него требуется возможность нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение общей массой не менее 1,5 т. В боекомплект должны будут войти как нынешние, так и перспективные вооружения, в т.ч. с повышенной дальностью, точностью и могуществом.

Задел на будущее

Из новостей последнего времени следует, что китайская авиационная промышленность продолжает разработку нового боевого вертолета для НОАК. К настоящему времени проект прошел первые стадии, и о нем уже можно говорить открыто, хотя основная часть сведений пока не подлежит публикации.

Учитывая обычаи и привычки китайской оборонной промышленности, можно предполагать, что разработка перспективного вертолета успешно продвигается вперед. Уже в течение нескольких следующих лет она может завершиться с желаемым результатом. Возможно, по мере продолжения работ будут те или иные утечки информации или случайные снимки, но официально вертолет покажут только когда он будет полностью готов.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 мар 2023
Ростех создаст модули БПЛА для поиска и спасения людей
23 мар 2023
Hypersonix создаст гиперзвуковой БПЛА для Минобороны США
23 мар 2023
В Белгороде разработают новые высокопрочные сплавы для авиакосмической промышленности
23 мар 2023
Эксперт считает, что беспилотники "земля-вода-воздух" появятся в России в течение пяти лет
23 мар 2023
Проект Постановления по установлению экспериментально-правового режима (ЭПР) "Аэрологистика" внесен в Правительство РФ
22 мар 2023
Вертолетные новости начала года
22 мар 2023
Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий прошел аккредитацию в Росавиации
22 мар 2023
Прыжок в VR: студент МАИ из Ростова-на-Дону создал виртуальный тренажёр для парашютистов
22 мар 2023
Bloomberg: ВВС США запрашивают более $73 млрд для бомбардировщика B-21 и ракеты Sentinel
21 мар 2023
Камера сгорания двигателя ВК-800СМ успешно прошла испытания в ЦИАМ
21 мар 2023
Boeing подписал контракты на производство вертолетов AH-64E Apache
21 мар 2023
Украина поставила первые авиационные двигатели для турецкого перспективного ударного тяжелого вертолета T929 ATAK-II
20 мар 2023
В России планируют за пять-семь лет заменить авиапарк отечественными самолетами
20 мар 2023
Ростех в 2022 году дополнительно привлек на свои предприятия свыше 30 тысяч новых сотрудников
20 мар 2023
Новикомбанк предоставит финансирование холдингу "Вертолеты России"
20 мар 2023
На базе самолёта МАИ-411 создадут модель с отечественными комплектующими
20 мар 2023
В МАИ изучат опережение импорта для обновления парка гражданских самолетов
17 мар 2023
Улан-Удэнский авиационный завод заключил контракты на поставку 26 новых вертолетов Ми-171А3
17 мар 2023
МГТУ ГА вошел в пилотную госпрограмму научного наставничества
17 мар 2023
В МАИ создали квадрокоптер, способный непрерывно находиться в воздухе
17 мар 2023
"Ростех" представил дальнобойный комплекс для борьбы с роем дронов
17 мар 2023
Главы Минобороны Японии, Британии и Италии подтвердили партнерство в создании истребителя
16 мар 2023
В СибНИА подтвердили точность работы аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203
16 мар 2023
В мире: Беспилотники на солнечных батареях
23 мар 2023
В Демонстрационном центре ЦАГИ начались исторические кинопоказы
23 мар 2023
ОДК-Климов обсудил способы привлечения и удержания персонала на Форуме труда в Санкт-Петербурге
23 мар 2023
«Зеленая авиация»: разработки ГосНИИАС для экологически безопасных и экономически эффективных самолетов гражданской авиации.
22 мар 2023
Секретарь Совета Безопасности Патрушев посетил филиал ПАО "Ил" - Авиастар
22 мар 2023
ЦАГИ развивает меры социальной поддержки перспективных кадров для отрасли
22 мар 2023
Культурная коллаборация: ММП имени В.В. Чернышева начало сотрудничество с Политехническим музеем
21 мар 2023
Отличникам качества на СТАРе вручили необычные нагрудные знаки
21 мар 2023
250 сотрудников ММП имени В.В. Чернышева стали донорами
20 мар 2023
Казанский вертолетный завод посетил губернатор Ульяновской области
20 мар 2023
"РТ-Техприемка" сертифицировала "ОДК-Сатурн"
20 мар 2023
ОДК-Климов посетила Алиса Куквинова - самый молодой командир экипажа вертолета в России
20 мар 2023
Безопасность в приоритете
17 мар 2023
Делегация Общественного совета при Минобороны России посетила Казанский авиационный завод
17 мар 2023
ОДК удвоила число испытательных стендов для агрегатов двигателя ПД-8
17 мар 2023
Цифровая платформа "Небосвод" для беспилотников в строительстве
17 мар 2023
Уважение и почет: на ММП имени В.В. Чернышева состоялась встреча Совета ветеранов предприятия
16 мар 2023
Владимир Путин посетил Улан-Удэнский авиационный завод холдинга "Вертолеты России"
16 мар 2023
Ресурс шасси вертолета "Ансат" увеличен в три раза
16 мар 2023
В ЦИАМ определили лучшие инициативные разработки на 2023 год
16 мар 2023
"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов
16 мар 2023
Специалисты ГосНИИАС представили результаты экспериментальных исследований в области человеко-машинного взаимодействия
15 мар 2023
ОДК-Сатурн знакомит студентов проекта "Крылья Ростеха" с инженерной деятельностью
14 мар 2023
ЦАГИ продолжит работу по значимым научно-технологическим проектам в 2023 году
14 мар 2023
16-ая Всероссийская Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023)
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».