Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.03.2023
Источник: "Военное обозрение"

Второй прототип и серийное производство: учебно-тренировочный самолет "Йа Син" (Иран)

На протяжении нескольких последних лет иранская авиационная промышленность разрабатывает свой собственный проект учебно-боевого самолета "Йа Син". Продолжаются летные испытания первого опытного образца, а недавно завершилось строительство второго. Кроме того, несколько дней назад состоялась торжественная церемония открытия производственной линии, которая освоит серийное производство таких самолетов.
Фото с сайта topwar.ru
Своими силами

В конце двухтысячных годов ВВС Ирана решили разрабатывать свой собственный учебно-тренировочный самолет. Имеющийся парк подобной техники на тот момент все еще соответствовал потребностям и позволял учить летчиков, но устаревал и нуждался в обновлении. При этом закупка иностранной техники была невозможной. Свой собственный проект был единственным выходом.

В 2009 г. организация авиационной промышленности Iran Aviation Industries Organization (IAIO) получила техническое задание ВВС и начала работы. Новый самолет получил имя "Kowsar-88" (по названию 108-й суры Корана; дословно - "Обильный"), под которым разрабатывался в течение нескольких следующих лет.

Формирование облика и основные этапы разработки нового УТС заняли несколько лет. Не позднее лета-осени 2014 г. проект дошел до экспериментов с применением моделей. Так, сообщалось о летных испытаниях уменьшенного летного макета, повторяющего аэродинамику самолета. При помощи такого изделия отработали некоторые вопросы, и разработка основного проекта продолжилась.

В середине десятилетия IAIO приступила к строительству первого опытного самолета, работы осуществлялись на авиастроительном заводе в г. Исфахан. Весной 2017 г. завершилась сборка и состоялась торжественная церемония выкатки "Ковсара" из цеха. В дальнейшем неоднократно сообщалось о подготовке к первому полету. Осенью 2018 г. начались пробежки по взлетно-посадочной полосе, но без отрыва.

Как стало известно позже, в ходе наземных испытаний выявили некоторые недочеты конструкции. На их исправление понадобилось время, и первый полет пришлось перенести. Кроме того, на этот этапе перспективный УТС переименовали. На новый этап испытаний он вышел под именем "Ya Sin" (название 36-й суры Корана).

Летные испытания самолета проводились на базе Нодже (пров. Хамадан). После необходимых проверок на земле, 17 октября 2019 г. "Йа Син" впервые поднялся в воздух. За первым полетом следило руководство ВВС, министерства обороны и промышленности. Официальные лица высоко оценили как первый полет опытного самолета, так и проект в целом.

Второй экземпляр

По мере продолжения летных испытаний первого прототипа, осуществлялась доработка исходного проекта. Затем по усовершенствованному проекту начали строить второй опытный самолет, который планировали вывести на испытания в обозримом будущем. По некоторым данным, второй "Йа Син" значительно отличается от первого и фактически является эталоном для серийного производства.

Выкатка второго опытного самолета состоялась 11 марта и прошла в рамках более крупного торжественного события. Руководство Минобороны и IAIO открыли производственную линию, которая в ближайшем будущем займется серийной сборкой УТС "Йа Син". В цехах предприятия уже имеется необходимое оборудование и оснастка. Также налажено изготовление и поставка необходимых компонентов. На церемонии запуска производства присутствовала небольшая выставка с демонстрацией отечественных агрегатов и деталей.

В ближайшее время второй опытный УТС пройдет необходимую подготовку и выйдет на испытания. После проверок на земле стартуют летные испытания. Как скоро состоится первый полет нового самолета, пока не сообщалось. Однако можно ожидать, что об этом событии обязательно расскажут ввиду его значения для развития иранских ВВС.

Будущая серия

Сроки реального старта серийного производства пока не сообщаются. Его могут начать в ближайшее время, в т.ч. не дожидаясь результатов испытаний нового опытного самолета. За счет этого ВВС смогут получить первые серийные УТС в течение нескольких следующих лет.

Точные планы ВВС на производство новых "Йа Син" не раскрывались. По неофициальным данным, для обновления парка учебно-тренировочных самолетов требуется несколько эскадрилий такой техники - до 50-60 ед. На производство такого количества перспективных УТС уйдет немало времени, но с его помощью удастся решить одну из актуальных и характерных проблем ВВС.

По известным данным, сейчас в составе ВВС Ирана имеется несколько учебных эскадрилий на самолетах разных типов. В них используются как специализированные УТС, так и истребители устаревших типов. В частности, в эксплуатации остаются машины американского производства, приобретенные еще до разрыва отношений с США.

Серийное производство собственных самолетов "Йа Син" позволит постепенно списать имеющуюся технику, близкую к полной выработке ресурса. Кроме того, новые УТС позволят более эффективно готовить летчиков к работе на имеющихся в наличии и ожидаемых самолетах разных типов.

Технические особенности

"Ковсар-88" / "Йа Син" представляет собой учебно-тренировочный самолет для подготовки летного состава; о наличии боевых возможностей достоверная информация отсутствует. В связи с использованием отработанных и хорошо известных решений иранский УТС похож на некоторые иностранные образцы этого класса.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет удлиненный фюзеляж, значительную часть объемов которого занимает двухместная тандемная кабина экипажа. По бортам фюзеляжа, над центропланом, помещены выступающие гондолы двигателей. Использовано низкорасположенное крыло небольшой стреловидности. Хвостовое оперение включает киль традиционной конструкции и цельноповоротный стабилизатор. Длина самолета превышает 12 м, размах крыла - 10,4 м. Масса пустого УТС - 3,9 т, максимальная взлетная - 6,6 т.

Силовая установка самолета включает два турбореактивных двигателя. Используется модификация иранского двигателя "Оудж" (копия американского General Electric J85) без форсажной камеры. Тяга двигателя - более 2250 кгс. С помощью таких двигателей УТС способен развивать скорость более 1400 км/ч, практическая дальность - ок. 1200 км, потолок - 11 км. Ранее сообщалось, что конструкция планера допускает относительно простую замену штатных двигателей Owj на изделия других типов с более высокими характеристиками.

"Йа Син" имеет двухместную кабину тандемной компоновки для обучаемого и летчика-инструктора. Обе кабины имеют полный набор приборов и органов управления для пилотирования. Кабины оснащены катапультными креслами иранской разработки, созданными при содействии российской промышленности.

Новый УТС предназначается для обучения летчиков пилотированию современных реактивных самолетов тактической авиации. Его конструкция, оснащение, технические характеристики и т.д. соответствуют требованиям подготовки пилотов для всех типов боевых самолетов, имеющихся у иранских ВВС или ожидаемых в будущем. Так, недавно стало известно, что Иран приобретет российские истребители Су-30 и Су-35. Вероятно, летчиков для них будут готовить именно на новых УТС "Йа Син".

Последние успехи

Таким образом, авиационная промышленность Ирана продолжает развиваться, реализует различные проекты и вновь демонстрирует свои успехи. Очередным ее достижением стал второй опытный образец самостоятельно разработанного учебно-тренировочного самолета "Йа Син". Кроме того, IAIO подготовила серийное производство такой техники, и теперь можно ожидать самолеты для передачи в войска.

Пока речь идет только об учебном самолете с достаточно высокими характеристиками, но ограниченными функциями. Однако и он своим существованием показывает постепенный рост потенциала иранской авиастроительной промышленности. Кроме того, в текущей ситуации учебно-тренировочный самолет представляет большой интерес для ВВС, и именно эту нишу решили закрывать своими силами в первую очередь. И, судя по последним событиям, эта задача успешно решается.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
22 фев 2024
Сергей Чемезов: Ростех успешно справился с возобновлением производства Ту-160
22 фев 2024
Денис Мантуров: сертификация самолета МС-21 должна завершиться к концу 2024 года
22 фев 2024
Турецкий истребитель пятого поколения Kaan совершил первый полет
22 фев 2024
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
22 фев 2024
В Екатеринбурге планируют построить научно-производственный центр по созданию БПЛА
22 фев 2024
БПЛА в местах отсутствия сотовой связи будут оснащены спутниковыми трекерами от АО "ГЛОНАСС"
22 фев 2024
Минэкономразвития: в Иннополисе протестируют беспилотные авиационные системы
21 фев 2024
Путин поручил проработать вопрос о создании центра для испытаний БАС
21 фев 2024
СМИ: в Индии запущена программа модернизации истребителей Су-30МКИ
21 фев 2024
МАИ начал обучение по программе сертификации беспилотных авиационных систем
21 фев 2024
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
21 фев 2024
В МАИ разработали программу, ускоряющую проектирование самолётов и автомобилей
21 фев 2024
МАИ подтвердил статус участника федерального проекта «Передовые инженерные школы»
20 фев 2024
Ростех приступил к серийному выпуску отечественного остекления для МС-21
20 фев 2024
Отрасли БПЛА к 2026 году может потребоваться до 40 тысяч новых кадров
20 фев 2024
Китайский пассажирский самолет С919 совершил тестовый полет в Сингапуре
20 фев 2024
Массовое производство дрона-камикадзе "Антонов" стартовало в Челябинске
20 фев 2024
В МИФИ разработали радиолокатор для беспилотников, умеющий делать фотоснимки
19 фев 2024
Китайский большой гражданский вертолет AC313A завершил первые летные испытания при низких температурах
19 фев 2024
Хочется, чтобы наши самолёты летали как можно больше
19 фев 2024
Появились кадры с макетом перспективного китайского палубного истребителя пятого поколения J-35
19 фев 2024
Передовая инженерная школа МАИ представила результаты работы за 2023 год
19 фев 2024
ОДК запустила производство лопаток двигателя ПД-8 из жаропрочных сплавов разработки НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ
16 фев 2024
Ростех создал уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей самолетов
22 фев 2024
Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунов
22 фев 2024
ГосНИИАС на круглом столе по искусственному интеллекту
22 фев 2024
Новые электродвигатели КРЭТ для беспилотников прошли заводские испытания
21 фев 2024
ОКБ Сухого провело летные испытания прототипа БАС вертикального взлета
21 фев 2024
ЦАГИ посетил вице-губернатор Санкт Петербурга Владимир Княгинин
21 фев 2024
В ОДК-Кузнецов представлена программа «Изобретательская инициатива-2024»
21 фев 2024
Десять отличников качества ОДК-СТАР получили заслуженные награды
20 фев 2024
ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21
20 фев 2024
15 лет КРЭТ: консолидация - обновление - развитие
20 фев 2024
В небе МАКС - лучшие летчики-испытатели СССР и России
19 фев 2024
Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» совершил первый полет
19 фев 2024
В ОДК-СТАР обновили коллективный договор
19 фев 2024
Будущее за "умными" счетчиками
16 фев 2024
Ко Дню гражданской авиации: ГосНИИАС в эфире Первого канала
16 фев 2024
"Уроки авианауки" провели специалисты ЦИАМ для московских школьников
16 фев 2024
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
16 фев 2024
ОДК-Сатурн углубляет знания школьников в точных науках
15 фев 2024
Поиск путей научного взаимодействия: ЦАГИ посетила делегация МГУ
15 фев 2024
Руководитель научного комплекса ГосНИИАС на семинаре "Проблемы искусственного интеллекта" РАИИ и ФИЦ ИУ РАН
15 фев 2024
Ростех запустил производство лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов
15 фев 2024
Пермские моторостроители инициировали проект ранней профориентации "Студия ПД-35"
14 фев 2024
Представители ЦАГИ посетили выставку беспилотных систем в Абу-Даби
14 фев 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС по науке С.Ю. Желтов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
14 фев 2024
ОДК-УМПО получило право ремонтировать узлы двигателя ПД-14
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».