Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.03.2023
Источник: "Военное обозрение"

Второй прототип и серийное производство: учебно-тренировочный самолет "Йа Син" (Иран)

На протяжении нескольких последних лет иранская авиационная промышленность разрабатывает свой собственный проект учебно-боевого самолета "Йа Син". Продолжаются летные испытания первого опытного образца, а недавно завершилось строительство второго. Кроме того, несколько дней назад состоялась торжественная церемония открытия производственной линии, которая освоит серийное производство таких самолетов.
Фото с сайта topwar.ru
Своими силами

В конце двухтысячных годов ВВС Ирана решили разрабатывать свой собственный учебно-тренировочный самолет. Имеющийся парк подобной техники на тот момент все еще соответствовал потребностям и позволял учить летчиков, но устаревал и нуждался в обновлении. При этом закупка иностранной техники была невозможной. Свой собственный проект был единственным выходом.

В 2009 г. организация авиационной промышленности Iran Aviation Industries Organization (IAIO) получила техническое задание ВВС и начала работы. Новый самолет получил имя "Kowsar-88" (по названию 108-й суры Корана; дословно - "Обильный"), под которым разрабатывался в течение нескольких следующих лет.

Формирование облика и основные этапы разработки нового УТС заняли несколько лет. Не позднее лета-осени 2014 г. проект дошел до экспериментов с применением моделей. Так, сообщалось о летных испытаниях уменьшенного летного макета, повторяющего аэродинамику самолета. При помощи такого изделия отработали некоторые вопросы, и разработка основного проекта продолжилась.

В середине десятилетия IAIO приступила к строительству первого опытного самолета, работы осуществлялись на авиастроительном заводе в г. Исфахан. Весной 2017 г. завершилась сборка и состоялась торжественная церемония выкатки "Ковсара" из цеха. В дальнейшем неоднократно сообщалось о подготовке к первому полету. Осенью 2018 г. начались пробежки по взлетно-посадочной полосе, но без отрыва.

Как стало известно позже, в ходе наземных испытаний выявили некоторые недочеты конструкции. На их исправление понадобилось время, и первый полет пришлось перенести. Кроме того, на этот этапе перспективный УТС переименовали. На новый этап испытаний он вышел под именем "Ya Sin" (название 36-й суры Корана).

Летные испытания самолета проводились на базе Нодже (пров. Хамадан). После необходимых проверок на земле, 17 октября 2019 г. "Йа Син" впервые поднялся в воздух. За первым полетом следило руководство ВВС, министерства обороны и промышленности. Официальные лица высоко оценили как первый полет опытного самолета, так и проект в целом.

Второй экземпляр

По мере продолжения летных испытаний первого прототипа, осуществлялась доработка исходного проекта. Затем по усовершенствованному проекту начали строить второй опытный самолет, который планировали вывести на испытания в обозримом будущем. По некоторым данным, второй "Йа Син" значительно отличается от первого и фактически является эталоном для серийного производства.

Выкатка второго опытного самолета состоялась 11 марта и прошла в рамках более крупного торжественного события. Руководство Минобороны и IAIO открыли производственную линию, которая в ближайшем будущем займется серийной сборкой УТС "Йа Син". В цехах предприятия уже имеется необходимое оборудование и оснастка. Также налажено изготовление и поставка необходимых компонентов. На церемонии запуска производства присутствовала небольшая выставка с демонстрацией отечественных агрегатов и деталей.

В ближайшее время второй опытный УТС пройдет необходимую подготовку и выйдет на испытания. После проверок на земле стартуют летные испытания. Как скоро состоится первый полет нового самолета, пока не сообщалось. Однако можно ожидать, что об этом событии обязательно расскажут ввиду его значения для развития иранских ВВС.

Будущая серия

Сроки реального старта серийного производства пока не сообщаются. Его могут начать в ближайшее время, в т.ч. не дожидаясь результатов испытаний нового опытного самолета. За счет этого ВВС смогут получить первые серийные УТС в течение нескольких следующих лет.

Точные планы ВВС на производство новых "Йа Син" не раскрывались. По неофициальным данным, для обновления парка учебно-тренировочных самолетов требуется несколько эскадрилий такой техники - до 50-60 ед. На производство такого количества перспективных УТС уйдет немало времени, но с его помощью удастся решить одну из актуальных и характерных проблем ВВС.

По известным данным, сейчас в составе ВВС Ирана имеется несколько учебных эскадрилий на самолетах разных типов. В них используются как специализированные УТС, так и истребители устаревших типов. В частности, в эксплуатации остаются машины американского производства, приобретенные еще до разрыва отношений с США.

Серийное производство собственных самолетов "Йа Син" позволит постепенно списать имеющуюся технику, близкую к полной выработке ресурса. Кроме того, новые УТС позволят более эффективно готовить летчиков к работе на имеющихся в наличии и ожидаемых самолетах разных типов.

Технические особенности

"Ковсар-88" / "Йа Син" представляет собой учебно-тренировочный самолет для подготовки летного состава; о наличии боевых возможностей достоверная информация отсутствует. В связи с использованием отработанных и хорошо известных решений иранский УТС похож на некоторые иностранные образцы этого класса.

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет удлиненный фюзеляж, значительную часть объемов которого занимает двухместная тандемная кабина экипажа. По бортам фюзеляжа, над центропланом, помещены выступающие гондолы двигателей. Использовано низкорасположенное крыло небольшой стреловидности. Хвостовое оперение включает киль традиционной конструкции и цельноповоротный стабилизатор. Длина самолета превышает 12 м, размах крыла - 10,4 м. Масса пустого УТС - 3,9 т, максимальная взлетная - 6,6 т.

Силовая установка самолета включает два турбореактивных двигателя. Используется модификация иранского двигателя "Оудж" (копия американского General Electric J85) без форсажной камеры. Тяга двигателя - более 2250 кгс. С помощью таких двигателей УТС способен развивать скорость более 1400 км/ч, практическая дальность - ок. 1200 км, потолок - 11 км. Ранее сообщалось, что конструкция планера допускает относительно простую замену штатных двигателей Owj на изделия других типов с более высокими характеристиками.

"Йа Син" имеет двухместную кабину тандемной компоновки для обучаемого и летчика-инструктора. Обе кабины имеют полный набор приборов и органов управления для пилотирования. Кабины оснащены катапультными креслами иранской разработки, созданными при содействии российской промышленности.

Новый УТС предназначается для обучения летчиков пилотированию современных реактивных самолетов тактической авиации. Его конструкция, оснащение, технические характеристики и т.д. соответствуют требованиям подготовки пилотов для всех типов боевых самолетов, имеющихся у иранских ВВС или ожидаемых в будущем. Так, недавно стало известно, что Иран приобретет российские истребители Су-30 и Су-35. Вероятно, летчиков для них будут готовить именно на новых УТС "Йа Син".

Последние успехи

Таким образом, авиационная промышленность Ирана продолжает развиваться, реализует различные проекты и вновь демонстрирует свои успехи. Очередным ее достижением стал второй опытный образец самостоятельно разработанного учебно-тренировочного самолета "Йа Син". Кроме того, IAIO подготовила серийное производство такой техники, и теперь можно ожидать самолеты для передачи в войска.

Пока речь идет только об учебном самолете с достаточно высокими характеристиками, но ограниченными функциями. Однако и он своим существованием показывает постепенный рост потенциала иранской авиастроительной промышленности. Кроме того, в текущей ситуации учебно-тренировочный самолет представляет большой интерес для ВВС, и именно эту нишу решили закрывать своими силами в первую очередь. И, судя по последним событиям, эта задача успешно решается.

Кирилл Рябов

Съезд авиапроизводителей России
Участие в Международной Группе по качеству (IAQG)
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 мар 2023
Ростех создаст модули БПЛА для поиска и спасения людей
23 мар 2023
Hypersonix создаст гиперзвуковой БПЛА для Минобороны США
23 мар 2023
В Белгороде разработают новые высокопрочные сплавы для авиакосмической промышленности
23 мар 2023
Эксперт считает, что беспилотники "земля-вода-воздух" появятся в России в течение пяти лет
23 мар 2023
Проект Постановления по установлению экспериментально-правового режима (ЭПР) "Аэрологистика" внесен в Правительство РФ
22 мар 2023
Вертолетные новости начала года
22 мар 2023
Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий прошел аккредитацию в Росавиации
22 мар 2023
Прыжок в VR: студент МАИ из Ростова-на-Дону создал виртуальный тренажёр для парашютистов
22 мар 2023
Bloomberg: ВВС США запрашивают более $73 млрд для бомбардировщика B-21 и ракеты Sentinel
21 мар 2023
Камера сгорания двигателя ВК-800СМ успешно прошла испытания в ЦИАМ
21 мар 2023
Boeing подписал контракты на производство вертолетов AH-64E Apache
21 мар 2023
Украина поставила первые авиационные двигатели для турецкого перспективного ударного тяжелого вертолета T929 ATAK-II
20 мар 2023
В России планируют за пять-семь лет заменить авиапарк отечественными самолетами
20 мар 2023
Ростех в 2022 году дополнительно привлек на свои предприятия свыше 30 тысяч новых сотрудников
20 мар 2023
Новикомбанк предоставит финансирование холдингу "Вертолеты России"
20 мар 2023
На базе самолёта МАИ-411 создадут модель с отечественными комплектующими
20 мар 2023
В МАИ изучат опережение импорта для обновления парка гражданских самолетов
17 мар 2023
Улан-Удэнский авиационный завод заключил контракты на поставку 26 новых вертолетов Ми-171А3
17 мар 2023
МГТУ ГА вошел в пилотную госпрограмму научного наставничества
17 мар 2023
В МАИ создали квадрокоптер, способный непрерывно находиться в воздухе
17 мар 2023
"Ростех" представил дальнобойный комплекс для борьбы с роем дронов
17 мар 2023
Главы Минобороны Японии, Британии и Италии подтвердили партнерство в создании истребителя
16 мар 2023
В СибНИА подтвердили точность работы аэродинамической трубы малых дозвуковых скоростей Т-203
16 мар 2023
В мире: Беспилотники на солнечных батареях
23 мар 2023
В Демонстрационном центре ЦАГИ начались исторические кинопоказы
23 мар 2023
ОДК-Климов обсудил способы привлечения и удержания персонала на Форуме труда в Санкт-Петербурге
23 мар 2023
«Зеленая авиация»: разработки ГосНИИАС для экологически безопасных и экономически эффективных самолетов гражданской авиации.
22 мар 2023
Секретарь Совета Безопасности Патрушев посетил филиал ПАО "Ил" - Авиастар
22 мар 2023
ЦАГИ развивает меры социальной поддержки перспективных кадров для отрасли
22 мар 2023
Культурная коллаборация: ММП имени В.В. Чернышева начало сотрудничество с Политехническим музеем
21 мар 2023
Отличникам качества на СТАРе вручили необычные нагрудные знаки
21 мар 2023
250 сотрудников ММП имени В.В. Чернышева стали донорами
20 мар 2023
Казанский вертолетный завод посетил губернатор Ульяновской области
20 мар 2023
"РТ-Техприемка" сертифицировала "ОДК-Сатурн"
20 мар 2023
ОДК-Климов посетила Алиса Куквинова - самый молодой командир экипажа вертолета в России
20 мар 2023
Безопасность в приоритете
17 мар 2023
Делегация Общественного совета при Минобороны России посетила Казанский авиационный завод
17 мар 2023
ОДК удвоила число испытательных стендов для агрегатов двигателя ПД-8
17 мар 2023
Цифровая платформа "Небосвод" для беспилотников в строительстве
17 мар 2023
Уважение и почет: на ММП имени В.В. Чернышева состоялась встреча Совета ветеранов предприятия
16 мар 2023
Владимир Путин посетил Улан-Удэнский авиационный завод холдинга "Вертолеты России"
16 мар 2023
Ресурс шасси вертолета "Ансат" увеличен в три раза
16 мар 2023
В ЦИАМ определили лучшие инициативные разработки на 2023 год
16 мар 2023
"Русский витязь": начало эры многомоторных тяжелых самолетов
16 мар 2023
Специалисты ГосНИИАС представили результаты экспериментальных исследований в области человеко-машинного взаимодействия
15 мар 2023
ОДК-Сатурн знакомит студентов проекта "Крылья Ростеха" с инженерной деятельностью
14 мар 2023
ЦАГИ продолжит работу по значимым научно-технологическим проектам в 2023 году
14 мар 2023
16-ая Всероссийская Мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2023)
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 май 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 май 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 май 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 май 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 май 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 май 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».