Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 30.05.2023
Источник: Информационное агентство «РБК»

Очень малая авиация: кто создает беспилотные летательные аппараты

Беспилотная авиация совсем недавно вышла за пределы военного применения, но сейчас ее коммерческий сегмент задает тренд развития всей отрасли. Рассказываем о том, кто создает беспилотники и где этому научиться.
Фото с сайта mintrans.samregion.ru
Кто такой инженер беспилотной авиации

Инженерная деятельность - очень широкое понятие. В самом общем смысле это практическое применение научных знаний на пользу человека. Это одна из самых древних профессий и в то же время она всегда ультрасовременная. В основании египетских пирамид и космических кораблей лежит инженерная мысль.

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА, БЛА) представляют собой единство двух больших слагаемых - программной и аппаратной частей. Исходя из этого, инженеров беспилотной авиации можно разделить на две группы: инженеры-программисты и инженеры-техники. В идеальной ситуации эти две группы должны работать в очень тесной связке и понимать принципы работы друг друга.

Инженер-программист БЛА занимается проектированием программного обеспечения интерфейсов и машин под конкретные задачи и с учетом конструктивных особенностей летательного аппарата.

Задача инженера-техника - собрать летательный аппарат и систему управления им так, чтобы он мог выполнять поставленные задачи, отвечал необходимым требованиям эксплуатации, а управление им было ясным и понятным. Кто важнее, программист или техник, - проблема курицы и яйца.

И те, и другие инженеры нуждаются в знаниях по авиации, электронике, электротехнике, механике и робототехнике.

Оператор роботизированных систем - одна из профессий будущего.

Тренды и направления в профессии

Область применения БЛА очень широка. Изначально дроны разрабатывались для военных нужд, но сейчас они применяются в гражданских и коммерческих целях.

Кроме потребительских дронов, которые каждый покупатель использует согласно собственным предпочтениям, БЛА используются в народном хозяйстве (например, для оценки ущерба после стихийных бедствий, для разметки участков при строительстве и создании планов по развитию местности, для мониторинга экологической обстановки), кинематографе, службах доставки, журналистике, в страховом бизнесе и разработке офшорных месторождений газа и нефти. Дроны использует полиция, береговые, таможенные, пограничные и пожарные службы.

Разумеется, крупнейшим рынком БЛА остается оборонная отрасль. Из этих трех сегментов рынка: военного, гражданского и коммерческого - складываются области применения инженеров и профессиональные требования к ним.

Современные БЛА превзошли пилотируемые самолеты с точки зрения дальности автономного полета, безопасности и экономической эффективности. Но никто не станет утверждать, что они достигли потолка своего развития. Каждое новое поколение дронов увеличивает разрыв между пилотируемыми и беспилотными летательными аппаратами. Основные направления совершенствования БЛА - увеличение дальности полета и полезной нагрузки, автономности, а также развитие скрытности полета (что важно не только для разведки, но и для того, чтобы не тревожить естественную среду), способности дронов собирать информацию, анализировать ее и в соответствии с актуальными условиями среды принимать решения. По мере увеличения дальности полета встают задачи развития связи дрона с модулем управления.

Откуда пришла профессия

Для военных целей беспилотники разрабатываются с середины XIX века. Тогда это были аэростаты с часовым механизмом.

Открытие электричества и изобретение радио дали толчок для развития беспилотной авиации. В разное время к строительству беспилотников приложили руку Томас Эдисон, Никола Тесла, Элмер Сперри и даже Мерилин Монро (до карьеры в Голливуде она работала на фабрике Radioplane). Это не считая менее известных и подчас засекреченных фамилий, входивших в коллективы конструкторских бюро Лавочкина, Туполева, Королева.

Чем занимается инженер беспилотной авиации

Беспилотники чаще всего состоят из двух частей: собственно летательный аппарат и модуль управления. Впрочем, бывают и полностью автономные аппараты, действующие на автопилоте в соответствии с заданной программой и не нуждающиеся в операторах.

В отличие от радиоуправляемых игрушек, сигнал между БЛА и модулем управления идет в обе стороны. Поскольку летательный аппарат в большинстве случаев находится вне зоны видимости оператора, для управления полетом очень важно в режиме реального времени собирать как визуальную информацию, так и различные данные об условиях полета. А если речь идет о дронах-курьерах, то такие машины должны быть совершенно самостоятельны: их надо наделить умением распознавать объекты и оценивать расстояние, отличать движущиеся объекты от статичных, ориентироваться не только по карте, но и находить нужную точку в трехмерном пространстве (например, окно заказчика) и аккуратно произвести доставку.

Если говорить об управляемых машинах, инженеры БЛА кроме заботы об аэродинамике, автономности, максимальной высоте и дальности полета разрабатывают модули управления, которые были бы удобны, давали возможность собирать и оперировать всей необходимой информацией и были бы интуитивно понятны.

Сигнал, идущий между передатчиком и приемником, должен быть защищен от помех и постороннего вмешательства, то есть должен быть зашифрован. Это уже сфера деятельности проектировщика интерфейсов БЛА. Этот человек разрабатывает программный технологический пакет для управления дронами и отвечает за программирование и работу систем навигации, обеспечения и безопасности.

Обычно рабочий день инженера БЛА проходит в помещении, но возможны выезды в поле для испытаний и обслуживания. Поскольку индустрия (за исключением военного крыла) достаточно молода, часто вакансии операторов БЛА содержат требования, схожие с профессиональными обязанностями инженеров, и подразумевают похожий набор знаний и навыков, так что инженер, которому надоело работать в четырех стенах, вполне может переквалифицироваться в операторы и уйти работать в поле.

Сфера применения беспилотников сейчас расширяется, поэтому спектр задач, которые будут стоять перед инженерами, очень широк. От все более новых и совершенных пользовательских дронов - легковесных и при этом рассчитанных на длительные полеты или дронов-курьеров, способных брать несколько килограммов полезной нагрузки, - до крупных автономных машин для бизнеса и государства, способных пролетать тысячи километров.

Ключевые навыки инженера беспилотной авиации

Инженер должен обладать знаниями основ конструкции и эксплуатации уже разработанных БЛА - это не всегда так называемые мультироторные (многовинтовые) дроны, как продукция компании DJI или их конкурентов, но также и беспилотники самолетного типа. Самое важное - это знания в области аэродинамики для инженеров-техников и умение работать с программным кодом для инженеров-программистов. Но и тем, и другим желательно иметь представление о возможностях и ограничениях, которые накладывает на их работу и работу коллег и та, и другая область знаний. Необходимо иметь знакомство с основами воздушной навигации, радиотехники, метеорологии, геодезии и картографии. Часто не лишними окажутся и знания основ аэрофотосъемки.

Разумеется, каждый инженер (не только БЛА) должен уметь составлять и читать техническую документацию (в том числе и на английском языке) и работать с чертежами.

Когда появится профессия инженера беспилотной авиации

На данный момент представителей профессии не так уж и много. Потребительский рынок в значительной степени захвачен несколькими брендами - DJI, Autel Robotics, Syma. Это значит, что ассортимент будет расширяться и, скорее всего, на рынок выйдут новые бренды - не только под эгидой крупных корпораций, но и независимые стартапы.

Согласно исследованию, проведенному Международной ассоциацией беспилотных транспортных систем, к 2025 году только в США прогнозируется создание более 100 тыс. рабочих мест в области беспилотных летательных аппаратов. Экономический эффект этого роста составит $82 млрд. Исследование включает военную, государственную, энергетическую, транспортную, телекоммуникационную и даже развлекательную отрасли. Экономическое влияние в глобальных масштабах пока не оценивалось.

Наибольшее количество рабочих мест будет создано в США. Но отрасль развивается очень стремительно, и количество производителей растет.

Как стать инженером беспилотной авиации

В России несколько вузов могут подготовить по данному направлению. Часто можно встретить разные обозначения беспилотников в названиях программ - БПЛА (в данном случае слово "беспилотный" сокращено до двух букв) и ДПЛА (дистанционно пилотируемый летальный аппарат).

Главным авиационным вузом России считается Московский авиационный институт (НИУ МАИ). Там подготовка профессионалов беспилотной авиации ведется на 602-й кафедре. Когда кафедра была основана в 1952 году, она получила название "Конструкция беспилотных летательных аппаратов". Сейчас она называется "Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий".

Но специализироваться на беспилотниках можно и обучаясь по более широкому направлению - "Авиационный инженер". В этом случае предложение гораздо шире - обучение по этой специальности предлагают не только в МАИ, но и в МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГТУГА, Санкт-Петербургском политехническом университете и многих других вузах.

Есть и более узкие специальности, в которых подразумевается работа с беспилотными летательными аппаратами. Например, инженер по двигателям воздушных судов, инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, инженер по приборам ориентации, навигации и стабилизации летательных аппаратов. Из вузов можно добавить СПбГУ аэрокосмического приборостроения, Новосибирский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный университет, Омский государственный технический университет.

Если же речь идет о дальнейшей работе с информационной составляющей беспилотной авиации, то здесь выбор шире: можно получить, например, степень бакалавра по системному программированию, а в магистратуре специализироваться уже по беспилотникам. Такой вариант оставляет возможность сменить профессию, если по какой-то причине беспилотная авиация окажется неверным выбором.

Камиль Айсин

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
15 апр 2024
Украинское авиастроительное предприятие "Антонов" стало акционерным обществом
11 апр 2024
На Иркутском авиазаводе приступили к стыковке переднего полуфюзеляжа десятого серийного комплекта МС-21
11 апр 2024
Су-33 ВКС РФ впервые выполнили посадку и взлет с аэродромов на островах Северного Ледовитого океана
11 апр 2024
Инженер Boeing заявил о серьезном дефекте в фюзеляжах у 787 Dreamliner
11 апр 2024
Baijiahao: "Привет из Москвы" - в Китае поплатились за копирование двигателей России
11 апр 2024
В МАИ открылись юбилейные "Гагаринские чтения"
11 апр 2024
Поставки Boeing сократились в 1,5 раза из-за возросшего количества инспекций
10 апр 2024
БПЛА "Джокер-10" для усиления ПВО
10 апр 2024
США ищут способы противостоять возможностям Ирана по созданию беспилотников
10 апр 2024
Бомбардировочная и ракетоносная авиация китайского флота
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
10 апр 2024
ЦАГИ продолжает исследования по созданию регионального самолета нового поколения
10 апр 2024
GEARACL приступает к работе
10 апр 2024
ММП имени В.В. Чернышева и СоюзМаш России: вместе готовим будущее двигателестроения
9 апр 2024
Развитие кадрового потенциала в авиастроении обсудили на Экспертном совете Госдумы и Союзмаша
9 апр 2024
ЦАГИ представил инновационный способ оценки технического состояния воздушных судов
9 апр 2024
Ростех передал два вертолета Ми-8АМТ авиапредприятию "Ельцовка"
9 апр 2024
ОДК-СТАР развивает трудовую инклюзию
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».