Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.06.2023
Источник: Журнал «АвиаСоюз»

О новых подходах к разработке, изготовлению и эксплуатации авиационной техники Российской Федерации

За последние тридцать лет рост интенсивности и сложности воздушного движения привел к полному переосмыслению концепций построения авиатранспортной системы. Если ранее, в недалеком прошлом, когда количество воздушных судов (ВС) было относительно незначительным, а интенсивность воздушного движения была невелика, основное внимание всех участников рынка авиаперевозок было сосредоточено на совершенствовании технических и эксплуатационных качеств ВС, но на настоящий момент возможности улучшения традиционных конструкций, основанных на современных технологиях, практически исчерпаны. В авиастроении назрел переход к новому технологическому укладу, связанному с концептуально новым подходом к формированию продуктовой линейки ВС будущего. В основе данного подхода лежит глубокий анализ транспортной системы России и ее подсистемы авиатранспортной системы страны. Для российского авиастроения это особенно важно, поскольку появляется возможность вернуть утраченные рынки в гражданском сегменте, а в военном авиастроении - обеспечить обороноспособность страны.
Фото: sia.ru
В этой связи особое внимание следует уделить ключевому требованию интеграции воздушного судна в единое сложное и насыщенное воздушное пространство, в котором одновременно эксплуатируются дозвуковые и сверхзвуковые ВС, самолеты и винтокрылые аппараты различной размерности и назначения, выполняющие регулярные и нерегулярные полеты с динамически изменяющимися параметрами (направлением движения, скоростью, высотой), управляемые и автоматические беспилотные летательные аппараты. В перспективе, в общем воздушном пространстве, могут появиться и многоразовые воздушно-космические летательные аппараты. А значит, все усилия должны быть направлены на улучшение управляемости, повышение безопасности и автономности системы с целью предоставления качественной авиационной услуги.

Существуют незыблемые принципы создания авиационной техники, которые заключаются в том, что за ожидаемый срок эксплуатации типа воздушного судна вероятность его катастрофы должна быть практически "нулевая", то есть 10-9.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) на юбилейной 40-ой сессии провозгласила одной из главных задач организации на ближайшие 20-30 лет - добиться нулевого значения числа катастроф ВС к 2050 г.

Вместе с тем воздушный транспорт (гражданские воздушные суда) является коммерческим видом транспорта и его экономические показатели являются важнейшим движителем развития авиатранспортной системы страны, транспортной системы России в целом, ибо в целом в силу своего географического положения более 60% территории России нуждаются исключительно в воздушном транспорте.

Современные технологии, реализуемые на всех стадиях жизненного цикла ВС, принципиально изменили подходы к формированию потребного парка воздушных судов как для международных, так и для внутренних воздушных линий.

Сегодня "воздушное судно" как таковое не занимает центральное место в формировании авиатранспортной системы. Принципы его заказа, разработки, изготовления и эксплуатации, основанные на анализе самолетов-аналогов, их нагруженности по предполагаемым воздушным трассам составляют лишь небольшой сегмент в новом подходе, исходящем прежде всего из моделирования авиатранспортной системы страны, ее интеграции в единую транспортную систему России, в стратегию развития которой положены три основных принципа (стандарта):

  1. Обеспечение подвижности населения.
  2. Транспортная доступность.
  3. Безопасность границ.

Каждый из этих принципов характеризуется количественными показателями, которые определяют настоящий и планируемый уровень развития транспортной системы страны в целом и авиатранспортной системы в частности.

Формируя новые принципы управления воздушным движением, как на борту воздушного судна непосредственно, так и на земле в системе ОрВД с применением технологий искусственного интеллекта, мы обязаны их увязывать с требованиями к подготовке авиационного персонала и поставщиков услуг, включая специалистов Разработчика и Изготовителя.

Фактически, формируя новую модель авиатранспортной системы страны, работая в том числе над Транспортной стратегией России, мы сегодня обязаны решать единую задачу как для авиатранспортной отрасли, так и для авиастроения.

Создав модель системы, решив задачи формирования рациональных требований к парку ВС с учетом минимизации затрат на авиационные услуги с учетом выполнения всего объема целевых задач транспортной системы, можно переходить к решению задач обликового проектирования ВС и определения комплекса требуемых для их создания современных технологий.

Именно реализация такого подхода позволит не догонять "уходящий поезд", а изначально выстраивать правильную нормативно-правовую и технологические основы развития авиатранспортной системы России будущего.

Важно принципиально подчеркнуть, что именно авиационная деятельность, как совокупность работ по разработке, изготовлению, сертификации авиационной техники (за что отвечает авиационная промышленность) и ее эксплуатации (за что отвечает уполномоченный орган в области гражданской авиации) является интегратором двух уполномоченных органов.

Сегодня, как никогда ранее, создание конкурентоспособного и безопасного ВС, его сертификация и серийное производство - глубоко интегрированный процесс работы уполномоченных органов в области авиационной промышленности и гражданской авиации.

Современные технологии, внедренные на ВС (искусственный интеллект, системы прогнозирования, анализа и обработки информации о техническом состоянии, окружающем воздушном пространстве, прогнозируемых погодных условиях и пр., основанных на обработке больших массивов информации и др.), существенно меняют систему обеспечения деятельности пилота. Избыточная информация и автоматизация процессов на борту ВС существенно меняют подходы к оценке соответствия систем и оборудования на борту ВС при сертификации.

Риски принятия некорректных решений со стороны разработчика и авиационных властей отражают две недавние катастрофы самолета Boeing 737 МАХ. Заявленная разработчиком система управления самолетом была сертифицирована авиационной администрацией США как соответствующая авиационным правилам, то есть безопасная. Нормативно-правовая база, создаваемая уполномоченным органом в области гражданской авиации и авиационной промышленности, не должна тормозить развитие авиатранспортной системы. Наряду с безусловным выполнением требований безопасности, она должна способствовать коммерческой привлекательности созданного изделия авиационной техники. Необходимо соблюдать баланс "эффективность - стоимость - безопасность".

Целью сертификации воздушного судна как сложной технической системы является обеспечение уверенности в том, что система правильно и безопасно выполняет свои функции. Чтобы достичь достаточной уверенности, текущий процесс сертификации основан на структурированном жизненном цикле разработки, обеспечивающем полную прослеживаемость в нисходящем и восходящем направлениях и сбор детерминированных артефактов на каждом этапе этого жизненного цикла. Поскольку искусственный интеллект (ИИ) и, в частности, машинное обучение, полагается на способность машины учиться самостоятельно в автоматическом режиме, существует необходимость внесения изменений в подходе к сертификации.

Особое внимание следует уделить верификации и валидации требований. Например, для машинного обучения могут потребоваться новые методы верификации процесса разработки, чтобы справиться с вероятностной природой алгоритмов машинного обучения и из-за ожидаемых изменений в философии сбора требований.

В завершении тезисов о сертификации хочется сказать о том, что "сертификация, как главный инструмент государства, обеспечивающий безопасную эксплуатацию авиационной техники, стоит дорого, но она того стоит, ибо за ней стоят жизни пассажиров и экипажа".

Еще один принципиальный аргумент, связанный с новыми подходами к созданию гражданской авиационной техники: создаваемое воздушное судно до начала серийного производства должно иметь полный расчет стоимости его владения, начиная от стоимости разработки и изготовления, заканчивая стоимостью эксплуатации по выбранной заказчиком из предложенных разработчиком стратегии, при этом следует помнить, что от выбранной стратегии эксплуатации зависит полнота комплектации "зеленого самолета".

Если самолет эксплуатируется по стратегии "по техническому состоянию", установленные системы встроенного контроля и предиктивной диагностики могут существенно повысить его начальную стоимость. Вместе с тем их использование в процессе эксплуатации может отменить или перенести дорогие и трудоемкие формы технического обслуживания и ремонта (ТОиР), что может существенно снизить себестоимость летного часа, стоимости владения. Это наиболее выгодная система для коммерческих эксплуатантов. Если ВС эксплуатируется по планово-предупредительной системе ТОиР, ее неоспоримым преимуществом является гарантированная безопасность эксплуатации (как правило, такие системы применяют компании, эксплуатирующие "бизнес-джеты", или авиакомпании государственной авиации), однако при этом сама система становится более дорогой.

Следовательно, сама типовая конструкция ВС помимо "железа" должна сегодня иметь сертифицированный набор эксплуатационной документации с разными стратегиями ТОиР, реально обеспечивающими безопасность эксплуатации ВС.

Типовые единые регламенты или программы ТОиР уходят в глубокое прошлое, так как сегодня уровень развития систем мониторинга технической эксплуатации ВС позволяет авиакомпании и разработчику вместе в режиме реального времени обеспечивать безопасность полетов каждого отдельно взятого воздушного судна. В условиях изменяющейся парадигмы технологического уклада, перспективные образцы авиационной техники должны обладать существенной новизной. Нельзя ограничиваться только эволюционной модернизацией. Следовательно, без применения новых подходов, технологий невозможно создать конкурентоспособный образец.

Современные идеи и разработки могут позволить изменить облик гражданских перевозок, но в данный момент эти идеи кажутся слишком сложными для существующих систем. Вместе с этим перспективные разработки в области искусственного интеллекта для беспилотных ВС уже начали менять процессы логистики и доставки.

Авиакомпании все больше связывают искусственный интеллект со своими стратегиями техобслуживания, ремонта и капитального ремонта. Использование ИИ расширяется в качестве инструмента принятия решений для групп технического обслуживания крупных коммерческих авиаперевозчиков.

Перспективы развития программно-аппаратных комплексов в авиации показывают, что уже в течение ближайших пятнадцати лет данные системы смогут заменить пилота на борту воздушного судна ("электронный пилот"). Анализ статистики авиационных происшествий показывает, что большинство авиакатастроф происходят из-за ошибок, допускаемых при пилотировании, а это десятки и сотни человеческих жертв ежегодно. Однако, специалисты из США полагают, что к 2030 г. компьютеры уже смогут беспрепятственно управлять воздушными судами, причем, гораздо более эффективно, чем люди.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что технологии создания авиационной техники будущего потребуют:

  • законодательного обеспечения создания опережающего научно-технического задела, как необходимого условия начала работ по разработке перспективных образцов авиационной техники;
  • обязательного финансирования и защиты от перераспределения научно-исследовательских работ в пользу опытно-конструкторских работ;
  • концентрации и полной координации выделения финансовых средств на перспективные исследования без отраслевого разделения до 4-го уровня готовности технологий;
  • гармонизации нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения исследований и разработок в гражданском и военном секторах авиастроения и систем эксплуатации авиационной техники в едином воздушном пространстве;
  • создания и государственной поддержки экспериментальной базы, как объекта государственной инфраструктуры, направленного на совер­шенствование инструментария исследований и испытаний, включая создание цифровых моделей, методов и технологий оценки перспективных образцов авиатехники.

В результате внедрения такого подхода к перспективным технологиям формирования облика перспективной авиатранспортной системы России будет достигнуто и обеспечено:

  • гарантированный уровень качества и безопасности авиатранспортных услуг, как на уровне регионов, так и страны в целом. Стандарты подвижности населения, транспортной доступности и безопасности границ получат реальное воплощение;
  • выполнение долгосрочных планов развития авиатранспортной инфраструктуры, парка авиационной техники, изготовителей и разработчиков, а также авиакомпаний, включая выполнение планов кадрового роста и обновления отрасли;
  • изменение целеполагания в стратегиях авиастроительных корпораций и авиакомпаний;
  • формирование национальных норм летной годности, безопасности полетов и охраны окружающей среды;
  • изменение законодательства о науке и промышленной политике, четкого понимания роли прикладной науки в формировании опережающего научно-технического задела в области авиастроения и авиатранспортных услуг. Разделение в бюджетном кодексе статьи НИОКР на НИР и ОКР;
  • создание новых форм научных коопераций: межотраслевых НИЦ при тесном сотрудничестве с вузами;
  • создание системы стандартов, положений и ФАПов по разработке, изготовлению и эксплуатации авиационной техники гражданского, военного и специального назначения;
  • формирование государственной политики в области субсидирования экспериментальной базы с очевидным снижением затрат промышленности на разработку, изготовление и сертификацию авиационной техники и объектов инфраструктуры гражданской авиации.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
11 сен 2024
Белорусские конструкторы получили задание на разработку узлов самолета "Освей"
11 сен 2024
АНТ-25: к юбилею уникальных полетов
11 сен 2024
Россия предложила Узбекистану вместе производить полимеры и гражданские БПЛА
11 сен 2024
Денис Мантуров заявил, что не переживает за спрос на Ту-214
11 сен 2024
Lockheed Martin и Tata договорились о производстве транспортных самолетов C-130 в Индии
11 сен 2024
Системы разработки Ростеха защищают более 50 типов самолетов и вертолетов
10 сен 2024
В Белоруссии заявили о планах выпустить совместно с Россией самолеты "Освей"
10 сен 2024
Самолет, опередивший время. Как МиГ-25П стал символом авиационной мощи
10 сен 2024
Премьер-министру Малайзии продемонстрировали улан-удэнский вертолет на ВЭФ-2024
10 сен 2024
Истребитель 6-го поколения NGAD: все начинается заново
10 сен 2024
Министерство обороны Индии подписало контракт на закупку 240 двигателей для Су-30МКИ
10 сен 2024
МАИ, ВВГУ и «Аэрофлот Техникс» запустили сетевые программы обучения
9 сен 2024
Минпросвещения России и Ростех подписали совместный план подготовки рабочих кадров
9 сен 2024
В Ульяновске покрасили опытный образец Ил-114–300
9 сен 2024
Заказы Airbus в августе сократились на 22%
9 сен 2024
Сделано в Ростехе: светофильтры для авиации
9 сен 2024
EASA требует от авиакомпаний проверить двигатели на Airbus A350
6 сен 2024
Владимир Путин потребовал ускорить создание пассажирской версии самолета "Байкал"
6 сен 2024
Денис Мантуров заявил, что планы выпуска самолетов в России будут пересмотрены в 2025 году
6 сен 2024
Мантуров объяснил сдвиг сроков по самолету "Байкал" задачами импортозамещения двигателя и винта
6 сен 2024
Многоцелевой вертолет Ми-8АМТ представили на Восточном экономическом форуме
6 сен 2024
Ростех окажет финансовую поддержку инновационным проектам
6 сен 2024
Юрий Трутнев предложил заменить подрядчика самолета «Байкал»
6 сен 2024
Дрон, который «дойдет до Москвы», представили на оборонной выставке в Польше
11 сен 2024
Первокурсники программы "Крылья Ростеха" трудоустроились в ОДК-СТАР
11 сен 2024
ОДК-Сатурн заключает целевые договоры со студентами ЯГТУ
10 сен 2024
На «Взлет»: в Технопарке ЦАГИ прошел молодежный форум специалистов института
10 сен 2024
Новые методы обеспечения безопасности полетов представили ученые ГосНИИАС на конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения»
10 сен 2024
Сезон открытий: в ЦАГИ – серия новых выставок
10 сен 2024
Специалисты ПК «Салют», победившие в конкурсе «Московские мастера», получили награды
10 сен 2024
Рыбинские «Крылья Ростеха» получили свидетельства о профессии контролера в ОДК-Сатурн
9 сен 2024
Улан-Удэнский авиационный завод посетил министр промышленности и торговли Антон Алиханов
9 сен 2024
Глава Минпромторга России обсудил вопросы производства электродвигателей для беспилотников в ходе визита на улан-удэнское предприятие КРЭТ
9 сен 2024
Взлет на электричестве: в ЦИАМ разработали электродвигатели для БПЛА
9 сен 2024
На раменском предприятии КРЭТ создали новую линию для производства печатных плат
6 сен 2024
Авиакомпания «ИрАэро» и ОАК договорились о поставке 37 отечественных самолетов
6 сен 2024
ОАК, «Яковлев» и Правительство Иркутской области подписали соглашение о партнерстве в интересах региона и Иркутского авиационного завода
6 сен 2024
Авиакомпания «Аврора» и «Яковлев» подписали соглашение на поставку отечественных самолетов
6 сен 2024
«Яковлев» поставит 45 самолетов МС-21 «Смартавиа»
6 сен 2024
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» принял участие в заседании руководящей группы САЕР ICAO
5 сен 2024
Самолет Ил-114-300 продолжает программу летных испытаний в новой ливрее ОАК
5 сен 2024
ГТЛК и ОАК подписали соглашение о намерениях поставки 238 самолетов
5 сен 2024
Образовательно-производственный кластер «Радиоэлектроника» открылся на базе ульяновского Политеха при поддержке КРЭТ
5 сен 2024
Более 3 000 целевых студентов ОДК-УМПО приступят к занятиям в новом учебном году
5 сен 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
5 сен 2024
В ОДК-Сатурн завершилось обучение новой категории наставников
5 сен 2024
Сотрудники ПК «Салют» познакомили детей с производством авиадвигателей на «ДАКС — 2024»
4 сен 2024
ОАК представляет свою продукцию на выставке Egypt International Airshow-2024
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».