Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.12.2023

Авиаперспективы сквозь призму цифровых технологий: ректор МАИ - о трендах в отрасли

Московский авиационный институт - ведущий поставщик кадров для авиационной индустрии России, развитие которой является для университета одним из важнейших приоритетов. О самых актуальных на сегодняшний день трендах трансформации отрасли ректор МАИ, академик РАН, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ Михаил Погосян рассказал для тематического приложения "Авиастроение" издания "Коммерсантъ".
Фото: © МАИ
"Авиационную отрасль по праву можно назвать локомотивом развития экономики и технологий в самых разных промышленных областях. Цифровая трансформация, активное применение искусственного интеллекта при разработке новых материалов и технологических процессов, новации в области электродвижения и развитие индустрии беспилотной авиационной техники - те передовые подходы, которые во многом обеспечивают отрасли ее высокую конкурентоспособность.

Развитие отрасли в современных условиях невозможно представить без цифровой трансформации, которая характеризуется рядом трендов: новыми методами проектирования летательных аппаратов, базирующимися на использовании цифровых двойников, применением технологий математического моделирования для проектирования, оптимизации, сертификации авиационных конструкций, внедрением цифровых паспортов изделий. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) также играют важную роль в прогнозировании поведения различных элементов и систем летательного аппарата: предиктивная аналитика позволяет предвосхищать критические ситуации на борту, повышая уровень безопасности и сокращая время простоя авиационной техники.

Огромный вклад в обеспечение безопасности, надежности и функциональности воздушных судов также вносят бортовая электроника и интегрированная авионика, важность которых возрастает с каждым годом. Современный самолет - это глубоко компьютеризированная система, и с существенной частью работы, которую раньше делал экипаж, автоматика справляется сегодня быстрее и надежнее, облегчая человеку рабочую нагрузку.

Следующий отраслевой тренд - внедрение новых материалов: область применения композиционных конструкций и аддитивных технологий расширяется весьма быстрыми темпами.

Еще один тренд, который уже с полным правом можно назвать глобальным, - поворот транспортной отрасли в сторону развития беспилотия. И речь не только об аэротакси, в гражданской авиации постепенно создаются предпосылки к тому, чтобы оставить в кабине воздушного судна одного пилота, а объем задач второго летчика передать автоматизированной системе с функциями ИИ.

Помимо этого, важными направлениями являются электрификация инженерных систем, создание электрических и гибридных силовых установок для самолетов малой размерности и беспилотных летательных аппаратов. Электродвижение и новые накопители энергии - это те технологии, которые в будущем обеспечат революционный скачок в развитии услуг с использованием беспилотного транспорта. Все эти направления в значительной степени будут определять отраслевую конкурентоспособность, обеспечивая новые возможности как на традиционных, так и на перспективных рынках авиационной техники. Сверхзвуковой самолет, гиперзвуковые летательные аппараты, беспилотные авиационные системы - в основе всех этих проектов лежит большой набор новых технологических процессов.

На широком использовании перечисленных подходов сегодня базируются и все крупнейшие отечественные программы в области авиастроения. Это касается и импортозамещенного SJ-100, и МС-21, и сверхзвукового самолета нового поколения. Московский авиационный институт активно участвует в этих проектах, решая вопросы, связанные с оптимизацией конструкций, использованием композиционных материалов, снижением уровня шума на местности и в пассажирском салоне, отработкой отдельных систем летательных аппаратов.

Такая ориентация на участие в реальных проектах через внедрение современных цифровых технологий является отличительной особенностью Московского авиационного института. Она позволяет нам на базе имеющихся знаний, с одной стороны, внедрять новые подходы для создания перспективных образцов авиационной техники, а с другой стороны - получать от индустрии обратную связь для включения в образовательные программы реальных кейсов в рамках дипломных проектов и курсовых работ. Таким образом мы обеспечиваем высокий уровень практической подготовки наших выпускников для решения реальных задач, стоящих сегодня перед авиационной промышленностью. И я могу гарантировать, что нет ни одного проекта в области авиационной техники, в котором не участвовали бы выпускники Московского авиационного института. Более того, в большинстве этих проектов маевцы являются лидерами.

МАИ взаимодействует не только с крупнейшими представителями индустрии, но и с новыми игроками рынка - особенно это касается области беспилотных авиационных систем, частной космонавтики и IT. МАИ совместно с правительством Рязанской области является инициатором создания и участником "Аэрокосмической инновационной долины" - новой среды для реализации перспективных проектов в области аэрокосмических систем, информационных и биомедицинских технологий, радиоэлектронного оборудования. Участие в этом проекте позволяет нам развивать сотрудничество с новыми профильными компаниями, появляющимися на рынке высокотехнологичной продукции.

Сегодня МАИ готовит комплексных инженеров по широкому спектру направлений, которые не только обладают теоретическими знаниями о современных технологиях, но и умело применяют их на практике. И основная задача университета - на базе имеющегося у нас опыта и тесного взаимодействия с индустрией готовить команды лидеров, способных обеспечить конкурентоспособность российской авиационной техники на мировом рынке".

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
11 сен 2024
Белорусские конструкторы получили задание на разработку узлов самолета "Освей"
11 сен 2024
АНТ-25: к юбилею уникальных полетов
11 сен 2024
Россия предложила Узбекистану вместе производить полимеры и гражданские БПЛА
11 сен 2024
Денис Мантуров заявил, что не переживает за спрос на Ту-214
11 сен 2024
Lockheed Martin и Tata договорились о производстве транспортных самолетов C-130 в Индии
11 сен 2024
Системы разработки Ростеха защищают более 50 типов самолетов и вертолетов
10 сен 2024
В Белоруссии заявили о планах выпустить совместно с Россией самолеты "Освей"
10 сен 2024
Самолет, опередивший время. Как МиГ-25П стал символом авиационной мощи
10 сен 2024
Премьер-министру Малайзии продемонстрировали улан-удэнский вертолет на ВЭФ-2024
10 сен 2024
Истребитель 6-го поколения NGAD: все начинается заново
10 сен 2024
Министерство обороны Индии подписало контракт на закупку 240 двигателей для Су-30МКИ
10 сен 2024
МАИ, ВВГУ и «Аэрофлот Техникс» запустили сетевые программы обучения
9 сен 2024
Минпросвещения России и Ростех подписали совместный план подготовки рабочих кадров
9 сен 2024
В Ульяновске покрасили опытный образец Ил-114–300
9 сен 2024
Заказы Airbus в августе сократились на 22%
9 сен 2024
Сделано в Ростехе: светофильтры для авиации
9 сен 2024
EASA требует от авиакомпаний проверить двигатели на Airbus A350
6 сен 2024
Владимир Путин потребовал ускорить создание пассажирской версии самолета "Байкал"
6 сен 2024
Денис Мантуров заявил, что планы выпуска самолетов в России будут пересмотрены в 2025 году
6 сен 2024
Мантуров объяснил сдвиг сроков по самолету "Байкал" задачами импортозамещения двигателя и винта
6 сен 2024
Многоцелевой вертолет Ми-8АМТ представили на Восточном экономическом форуме
6 сен 2024
Ростех окажет финансовую поддержку инновационным проектам
6 сен 2024
Юрий Трутнев предложил заменить подрядчика самолета «Байкал»
6 сен 2024
Дрон, который «дойдет до Москвы», представили на оборонной выставке в Польше
11 сен 2024
Первокурсники программы "Крылья Ростеха" трудоустроились в ОДК-СТАР
11 сен 2024
ОДК-Сатурн заключает целевые договоры со студентами ЯГТУ
10 сен 2024
На «Взлет»: в Технопарке ЦАГИ прошел молодежный форум специалистов института
10 сен 2024
Новые методы обеспечения безопасности полетов представили ученые ГосНИИАС на конференции «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения»
10 сен 2024
Сезон открытий: в ЦАГИ – серия новых выставок
10 сен 2024
Специалисты ПК «Салют», победившие в конкурсе «Московские мастера», получили награды
10 сен 2024
Рыбинские «Крылья Ростеха» получили свидетельства о профессии контролера в ОДК-Сатурн
9 сен 2024
Улан-Удэнский авиационный завод посетил министр промышленности и торговли Антон Алиханов
9 сен 2024
Глава Минпромторга России обсудил вопросы производства электродвигателей для беспилотников в ходе визита на улан-удэнское предприятие КРЭТ
9 сен 2024
Взлет на электричестве: в ЦИАМ разработали электродвигатели для БПЛА
9 сен 2024
На раменском предприятии КРЭТ создали новую линию для производства печатных плат
6 сен 2024
Авиакомпания «ИрАэро» и ОАК договорились о поставке 37 отечественных самолетов
6 сен 2024
ОАК, «Яковлев» и Правительство Иркутской области подписали соглашение о партнерстве в интересах региона и Иркутского авиационного завода
6 сен 2024
Авиакомпания «Аврора» и «Яковлев» подписали соглашение на поставку отечественных самолетов
6 сен 2024
«Яковлев» поставит 45 самолетов МС-21 «Смартавиа»
6 сен 2024
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» принял участие в заседании руководящей группы САЕР ICAO
5 сен 2024
Самолет Ил-114-300 продолжает программу летных испытаний в новой ливрее ОАК
5 сен 2024
ГТЛК и ОАК подписали соглашение о намерениях поставки 238 самолетов
5 сен 2024
Образовательно-производственный кластер «Радиоэлектроника» открылся на базе ульяновского Политеха при поддержке КРЭТ
5 сен 2024
Более 3 000 целевых студентов ОДК-УМПО приступят к занятиям в новом учебном году
5 сен 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
5 сен 2024
В ОДК-Сатурн завершилось обучение новой категории наставников
5 сен 2024
Сотрудники ПК «Салют» познакомили детей с производством авиадвигателей на «ДАКС — 2024»
4 сен 2024
ОАК представляет свою продукцию на выставке Egypt International Airshow-2024
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».