Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.02.2024
Источник: Информационное агентство «РБК»

Импортозамещение авиационного ПО: как развивается рынок

Замещение импорта в авиации у большинства людей ассоциируется с производством самолетов и запчастей к ним. Однако это еще и огромный рынок авиационных IT. С 2015 года власти стремились перевести российские авиакомпании на отечественный софт, однако у перевозчиков не было достаточно мотивации совершать дорогостоящую и трудозатратную миграцию на российский авиационный софт. Переломный момент наступил в 2022 году. В этой статье рассмотрим текущее состояние импортозамещения в авиационных IT и подведем промежуточные итоги.
Фото: companies.rbc.ru
Обзор рынка

Сфера авиационных информационных технологий представляет обширный комплекс платформ и решений. Задача авиационного софта - обеспечить операционные процессы и взаимодействие участников рынка. IT-решения контролируют каждую деталь: информация о каждом самолете, маршруте, рейсе, багаже и билете хранится и обменивается между участниками в соответствии со строгими отраслевыми нормами и стандартами как внутри страны, так и за ее пределами.

К примеру, для совершения полета пассажиру нужно купить билет, пройти регистрацию на рейс, пройти контроль безопасности, сдать багаж и занять место в самолете. Это самая малая часть процессов. Большинство из них скрыто от пассажиров, но они влияют на стоимость, удобство и безопасность полета.

Авиационная индустрия глобальна, и доминирующую роль на международном рынке играют западные вендоры. Они предоставляют авиакомпаниям комплексные решения, интегрирующиеся во внутренние системы авиакомпаний и позволяющие авиакомпаниям выходить на глобальный рынок. В этом преимущество западных вендоров. Но есть другая сторона медали: они получают доступ ко всей информации о движении пассажиров и багажа. Занимая львиную долю национальных рынков, вендоры имеют возможность "одним кликом" остановить авиаотрасль любой страны, ограничив доступ к своим решениям или платформам. Этот риск практически реализовался в России после событий 2022 года.

Ключевые российские перевозчики пользовались решениями западных вендоров, и их бюджеты в IT уходили иностранным разработчикам, а информация о самолетах, перелетах и багаже хранилась за границей, на иностранных серверах.

История вопроса

В 2015 году в России были внесены изменения в "Закон о персональных данных". Закон требовал от компаний хранить данные российских пользователей на серверах в России. Авиакомпаниям удалось добиться отсрочки выполнения этих требований. Ситуация повторилась в 2018 году, когда Минтранс предложил проект "Требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок", который предусматривал локализацию серверов и баз данных с 1 января 2020 года, но авиакомпании снова получили отсрочку.

Сопротивление авиакомпаний обуславливалось несколькими причинами: долгосрочными контрактами с зарубежными вендорами, высокой стоимостью и сложностью миграции, а также отсутствием в России аналогичного ПО, способного полноценно интегрировать авиакомпании в международную индустрию.

Ситуация изменилась в 2022 году. Доля иностранных вендоров на российском рынке резко сократилась в сотни раз из-за одностороннего решения вендоров уйти с российского рынка. "Неожиданный" шаг вчерашних партнеров заставил авиакомпании срочно переходить на отечественные аналоги. К счастью, с 2018 года российские разработчики активно работали над улучшением продуктов до международного уровня.

Цена вопроса

Точно оценить объем инвестиций, перенаправленных в российские авиационные IT-решения, сложно, но можно дать приблизительную оценку. В ноябре 2022 года аэропорт Пулково оценил затраты на замену импортного ПО в 1,4 миллиарда рублей. Учитывая, что в России работает около 150 аэропортов, можно прикинуть общий объем рынка аэропортового ПО. Ситуация с авиакомпаниями аналогична: например, "Аэрофлот" в июне 2023 года оценил свои инвестиции в локализацию ПО в 10 миллиардов рублей.

Для понимания рынка иностранных вендоров можно упомянуть, что в 2019 году российскими авиакомпаниями было продано более 27 миллионов билетов с использованием их серверов и дистрибутивных решений. За размещение информации на их хостах компании платили от 0,5 до 2 долларов за билет и от 1,5 до 2,5 долларов за каждую продажу через глобальные дистрибутивные системы. Таким образом, объем рынка составлял около $55-115 миллионов или около 7-11 миллиардов рублей в год.

Риски и перспективы

Годы 2022 и 2023 показали, что переход авиакомпаний и аэропортов на отечественное ПО технически возможен. Игроки российского авиационного рынка осуществили миграцию на российские системы быстро, без сбоев в бизнес-процессах и почти без потери функциональности. Например, в апреле 2023 года S7 Airlines сообщила о своем опыте перехода на российскую платформу ORS PSS, отметив, что миграция прошла быстро и практически без потери функционала. "Аэрофлот" в июле 2023 года заявил о снижении коммерческих расходов на 65% благодаря переходу на российскую систему.

Несмотря на скептицизм некоторых экспертов относительно отставания российского авиационного ПО без внешней конкуренции, это утверждение кажется неверным. Российские разработчики не остались в изоляции: авиаотрасль интегрируется в международное сообщество, но теперь с акцентом на восточные рынки. К тому же, российские авиакомпании, опираясь на опыт использования лучших иностранных систем, формируют высокие требования к качеству и функциональности отечественных разработок. Это стимулирует российских вендоров к дальнейшему совершенствованию продуктов.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
26 фев 2024
Владимир Путин совершил полет на Ту-160М
26 фев 2024
В Белоруссии запустят полный цикл производства самолетов
26 фев 2024
"Архипелаг 2024": у компаний БАС есть возможность заявить свои технологические решения
26 фев 2024
На производство Ту-214 за два года направят ₽92 млрд
26 фев 2024
Эрдоган заявил, что истребитель Kaan поступит в ВВС Турции до конца 2028 года
26 фев 2024
В зоне СВО испытают беспилотник-тейлситтер "Чайка"
22 фев 2024
Сергей Чемезов: Ростех успешно справился с возобновлением производства Ту-160
22 фев 2024
Денис Мантуров: сертификация самолета МС-21 должна завершиться к концу 2024 года
22 фев 2024
Турецкий истребитель пятого поколения Kaan совершил первый полет
22 фев 2024
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
22 фев 2024
В Екатеринбурге планируют построить научно-производственный центр по созданию БПЛА
22 фев 2024
БПЛА в местах отсутствия сотовой связи будут оснащены спутниковыми трекерами от АО "ГЛОНАСС"
22 фев 2024
Минэкономразвития: в Иннополисе протестируют беспилотные авиационные системы
21 фев 2024
Путин поручил проработать вопрос о создании центра для испытаний БАС
21 фев 2024
СМИ: в Индии запущена программа модернизации истребителей Су-30МКИ
21 фев 2024
МАИ начал обучение по программе сертификации беспилотных авиационных систем
21 фев 2024
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
21 фев 2024
В МАИ разработали программу, ускоряющую проектирование самолётов и автомобилей
21 фев 2024
МАИ подтвердил статус участника федерального проекта «Передовые инженерные школы»
20 фев 2024
Ростех приступил к серийному выпуску отечественного остекления для МС-21
20 фев 2024
Отрасли БПЛА к 2026 году может потребоваться до 40 тысяч новых кадров
20 фев 2024
Китайский пассажирский самолет С919 совершил тестовый полет в Сингапуре
20 фев 2024
Массовое производство дрона-камикадзе "Антонов" стартовало в Челябинске
20 фев 2024
В МИФИ разработали радиолокатор для беспилотников, умеющий делать фотоснимки
26 фев 2024
Мир физических явлений: ученый ЦАГИ выступил с лекциями на выставке «Россия»
26 фев 2024
На связи с наукой и производством
26 фев 2024
ОДК-СТАР подтвердило сертификат одобрения производственной организации
26 фев 2024
Работник ЦИАМ удостоен высшей правительственной награды КНР
22 фев 2024
Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунов
22 фев 2024
ГосНИИАС на круглом столе по искусственному интеллекту
22 фев 2024
Новые электродвигатели КРЭТ для беспилотников прошли заводские испытания
21 фев 2024
ОКБ Сухого провело летные испытания прототипа БАС вертикального взлета
21 фев 2024
ЦАГИ посетил вице-губернатор Санкт Петербурга Владимир Княгинин
21 фев 2024
В ОДК-Кузнецов представлена программа «Изобретательская инициатива-2024»
21 фев 2024
Десять отличников качества ОДК-СТАР получили заслуженные награды
20 фев 2024
ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21
20 фев 2024
15 лет КРЭТ: консолидация - обновление - развитие
20 фев 2024
В небе МАКС - лучшие летчики-испытатели СССР и России
19 фев 2024
Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» совершил первый полет
19 фев 2024
В ОДК-СТАР обновили коллективный договор
19 фев 2024
Будущее за "умными" счетчиками
16 фев 2024
Ко Дню гражданской авиации: ГосНИИАС в эфире Первого канала
16 фев 2024
"Уроки авианауки" провели специалисты ЦИАМ для московских школьников
16 фев 2024
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
16 фев 2024
ОДК-Сатурн углубляет знания школьников в точных науках
15 фев 2024
Поиск путей научного взаимодействия: ЦАГИ посетила делегация МГУ
15 фев 2024
Руководитель научного комплекса ГосНИИАС на семинаре "Проблемы искусственного интеллекта" РАИИ и ФИЦ ИУ РАН
15 фев 2024
Ростех запустил производство лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».