Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.02.2024
Источник: Российская газета

Какое оборудование для лайнеров создают российские компании ОПК

Высокий научный и технический потенциал российских компаний оборонно-промышленного комплекса позволяет им выпускать уникальные изделия гражданского и двойного назначения для различных отраслей отечественной экономики, включая авиационную. Пример - оборудование, производимое АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей", для аэронавигации и интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство.
ото: Пресс-служба АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"

Холдинг представляет свою продукцию на 11-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024. В числе экспонатов - натурные образцы и макеты высокотехнологичного оборудования, а также инновационные решения в области аэронавигации и обеспечения работы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД). Особое внимание уделено разработкам, предназначенным для обеспечения безопасности совместных полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.

Концерн впервые демонстрирует специалистам и гостям выставки макет бортового цифрового вычислительного модуля (БЦВМ), предназначенного для управления полетом беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Модуль был создан в ходе научно-исследовательских работ по унификации бортового оборудования для БПЛА разных классов и предназначения. У него отечественная элементная база (95 процентов компонентов - российского производства), а также собственная операционная система реального времени и собственное специальное управляющее программное обеспечение (ПО). Последнее гарантирует отсутствие каких-либо закладок (скрытно внедренных в систему программ). Изготовлением плат и корпусов модуля также занимаются предприятия холдинга.

Данный БЦВМ - унифицированный, он обеспечивает взаимозаменяемость модулей в различных типах БПЛА при ремонтах и модернизации, а также позволяет ускорить разработку новых типов и моделей БПЛА.

Другой выставочный образец новой разработки концерна - автоматизированная система мониторинга использования воздушного пространства (ИВП) "Безопасное небо". Эта разработка - комплексное решение по созданию региональных центров мониторинга ИВП, а также защиты объектов критической инфраструктуры.

Система мониторинга включает пять функциональных модулей: "Наблюдение", "Идентификация", "Контроль", "Противодействие", "Цифровые пользовательские сервисы". Каждый из них это программно-технический комплекс, построенный на базе собственных изделий и ПО концерна, а также компаний, входящих в кооперацию.

Модуль "Наблюдение" формирует единую картину воздушного пространства на основе сбора и объединения данных от разнотипных источников информации - средств первичной радиолокации, многопозиционных систем наблюдения, оптических датчиков и др. Применяемые алгоритмы обработки информации позволяют не только эффективно отождествлять данные от разнотипных источников, но и компенсировать недостатки каждой из технологий в отдельности, тем самым обеспечивая максимальную полноту и достоверность представляемой информации.

Законность использования воздушного пространства определяет модуль "Идентификация", средствами которого производится селекция обнаруженных объектов по категориям (самолет, вертолет, БПЛА, птица), а также по правам использования воздушного пространства. Для идентификации законных пользователей воздушного пространства была разработана серия бортовых передатчиков (транспондеров) для оснащения БПЛА различного назначения. Созданные алгоритмы анализа информации позволяют выявлять нарушителей порядка ИВП, выполняющих полеты без соответствующих средств идентификации и разрешений на ИВП.

Полученная первыми двумя модулями информация поступает в модуль "Контроль", который обрабатывает все данные о полетах в режиме реального времени. Это позволяет формировать актуальную информационную модель воздушной обстановки, а также выявлять нарушителей порядка ИВП и прогнозировать конфликтные ситуации между воздушными судами. Другая важная задача модуля "Контроль" - автоматическое формирование и отправка сигналов тревоги и предупреждений о выявленных угрозах нарушения порядка ИВП операторам системы и заинтересованным уполномоченным органам управления и контроля воздушного пространства.

В состав модуля "Противодействие" могут входить специальные средства подавления каналов управления БПЛА-нарушителей, а также средства пресечения их полета, например, БПЛА-перехватчики.

Модуль "Цифровые пользовательские сервисы" обеспечивает взаимодействие системы с гражданскими информационными системами различного назначения и пользователями воздушного пространства, предоставляя им широкий спектр информации, необходимой для реализации их целей и задач.

Стоит отметить, что все оборудование и ПО системы мониторинга использования воздушного пространства "Безопасное небо" созданы в России. Это исключительно отечественное решение, способное обеспечить контроль ИВП и гарантированную защиту объектов критической инфраструктуры.

Главная особенность системы - простота ее масштабирования, формирование зоны ответственности системы происходит подобно созданию мозаичного панно. Необходимое для создания системы мониторинга ИВП оборудование устанавливается в определенных точках на местности, также рассчитываются зоны покрытия (наблюдения), определяются необходимые типы и номенклатура средств наблюдения и связи, архитектура системы.

Для тех, кто эксплуатирует беспилотники, система мониторинга ИВП "Безопасное небо" предоставляет возможность быстрого формирования планов полетов и их согласования с соответствующими инстанциями, разрешающими использование воздушного пространства. Эксплуатант БПЛА, подав заявку на полет через цифровые сервисы системы, получает полную информацию о районе воздушного пространства, в котором собирается летать, с учетом всех ограничений и запретов на ИВП. Это позволяет правильно и корректно сформировать план полета и обезопасить себя от нарушений.

Кстати, в случае нарушения порядка ИВП - обнаружения системой прогнозируемого попадания в закрытую зону воздушного пространства - система заблаговременно предупредит об этом владельца БПЛА и оператора, дав возможность устранить нарушение самостоятельно - перепланировать маршрут или увести БПЛА от запретной зоны в ходе полета.

В преддверии выставки генеральный директор АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" Ян Новиков напомнил, что концерн является системным интегратором и головным исполнителем программы модернизации Единой системы организации воздушного движения в России.

"Еще в прошлом году мы успешно завершили этот масштабный проект, причем с использованием только отечественных передовых технологий, оборудования и программного обеспечения, - отметил он. - Это стало возможным благодаря пониманию важности создания системы организации безопасного воздушного движения, поддержке руководства страны, а также согласованному и системному подходу исполнителей".

Генеральный директор отметил, что холдинг поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 миллиардов рублей. "Сейчас крайне важной задачей является обеспечение контроля использования БПЛА, а также интеграция отечественных беспилотных систем в единое воздушное пространство, - сказал Ян Новиков. - Концерн предлагает ряд инновационных перспективных решений в этой области, при этом актуальность скорейшего внедрения представленных нами систем очевидна".

Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения концерна Дмитрий Савицкий сообщил, что у холдинга накоплен огромный опыт по созданию различных автоматизированных систем организации воздушного движения, которые подтвердили свою высокую надежность и эффективность работы в любых условиях. "Этот опыт необходимо максимально использовать и для решения новых технических задач, а также создания уникальных перспективных систем контроля и управления движением БПЛА", - отметил он.

На Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024 можно узнать о технологических решениях по созданию и интеграции в систему безопасности специальных дронопортов для БПЛА-перехватчиков. Размещение парка БПЛА-перехватчиков на базе дронопортов позволит сократить время реакции и повысить эффективность применения и обслуживания БПЛА-перехватчиков за счет автоматизации процессов запуска, посадки и обслуживания. Гостям выставки будут продемонстрированы дронопорты "Коптер-Л01-5" и "Эри-Мини".

На стенде холдинга АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" также представлены модели доплеровских метеорологических локаторов "ДМРЛ-3" и "ДМРЛ-С". Их применение позволяет рассчитывать и отображать интенсивность осадков за любой интервал времени, определять опасные явления погоды, такие как град, гроза, шквальные усиления ветра, сильная турбулентность.

Кроме того, в экспозиции можно увидеть радиолокационно-оптический комплекс обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА ROSC-1, трассовый радиолокационный комплекс "Сопка-2", аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-А10".

Кроме реализации своего основного назначения ROSC-1 может быть использован в интересах орнитологического обеспечения полетов, что крайне важно в современных условиях, в оперативной работе и для статистической обработки орнитологической информации.

АРЛК "Лира-А10" предоставляет радиолокационную информацию о воздушной обстановке в зонах аэропортов для автоматизированных систем управления воздушным движением. Он может работать в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и сопрягается с любыми современными средствами и системами организации воздушного движения.

Среди представленного на выставке оборудования есть также элементы новой отечественной аэродромной светосигнальной системы посадки, макеты моноимпульсного вторичного радиолокатора и мобильного радиомаяка "Мангуст", а также БПЛА различных типов и назначения, производимых предприятиями концерна.

На стенде есть возможность ознакомиться с натурными образцами комплекса средств автоматизации деятельности аэропорта "Авиапортал", оборудованием нового пульта диспетчера обслуживания воздушного движения АРМ-Д, а также с мобильной аппаратурой летного контроля АЛК-М.

АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" является основным производителем и системным интегратором всей высокотехнологичной продукции для Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД ) в России. Как головной исполнитель модернизации ЕС ОрВД концерн создает современные средства наблюдения, навигации, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, протяженность маршрутов полетов составляет более 800 тысяч километров. Для организации и управления воздушным движением установлено более 100 комплексов автоматизации планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, свыше 2000 единиц средств навигации и посадки, которые разработаны и поставлены концерном.

Михаил Калмацкий

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
22 фев 2024
Сергей Чемезов: Ростех успешно справился с возобновлением производства Ту-160
22 фев 2024
Денис Мантуров: сертификация самолета МС-21 должна завершиться к концу 2024 года
22 фев 2024
Турецкий истребитель пятого поколения Kaan совершил первый полет
22 фев 2024
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
22 фев 2024
В Екатеринбурге планируют построить научно-производственный центр по созданию БПЛА
22 фев 2024
БПЛА в местах отсутствия сотовой связи будут оснащены спутниковыми трекерами от АО "ГЛОНАСС"
22 фев 2024
Минэкономразвития: в Иннополисе протестируют беспилотные авиационные системы
21 фев 2024
Путин поручил проработать вопрос о создании центра для испытаний БАС
21 фев 2024
СМИ: в Индии запущена программа модернизации истребителей Су-30МКИ
21 фев 2024
МАИ начал обучение по программе сертификации беспилотных авиационных систем
21 фев 2024
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
21 фев 2024
В МАИ разработали программу, ускоряющую проектирование самолётов и автомобилей
21 фев 2024
МАИ подтвердил статус участника федерального проекта «Передовые инженерные школы»
20 фев 2024
Ростех приступил к серийному выпуску отечественного остекления для МС-21
20 фев 2024
Отрасли БПЛА к 2026 году может потребоваться до 40 тысяч новых кадров
20 фев 2024
Китайский пассажирский самолет С919 совершил тестовый полет в Сингапуре
20 фев 2024
Массовое производство дрона-камикадзе "Антонов" стартовало в Челябинске
20 фев 2024
В МИФИ разработали радиолокатор для беспилотников, умеющий делать фотоснимки
19 фев 2024
Китайский большой гражданский вертолет AC313A завершил первые летные испытания при низких температурах
19 фев 2024
Хочется, чтобы наши самолёты летали как можно больше
19 фев 2024
Появились кадры с макетом перспективного китайского палубного истребителя пятого поколения J-35
19 фев 2024
Передовая инженерная школа МАИ представила результаты работы за 2023 год
19 фев 2024
ОДК запустила производство лопаток двигателя ПД-8 из жаропрочных сплавов разработки НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ
16 фев 2024
Ростех создал уникальный пресс для штамповки элементов фюзеляжей самолетов
22 фев 2024
Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунов
22 фев 2024
ГосНИИАС на круглом столе по искусственному интеллекту
22 фев 2024
Новые электродвигатели КРЭТ для беспилотников прошли заводские испытания
21 фев 2024
ОКБ Сухого провело летные испытания прототипа БАС вертикального взлета
21 фев 2024
ЦАГИ посетил вице-губернатор Санкт Петербурга Владимир Княгинин
21 фев 2024
В ОДК-Кузнецов представлена программа «Изобретательская инициатива-2024»
21 фев 2024
Десять отличников качества ОДК-СТАР получили заслуженные награды
20 фев 2024
ОСРВ JetOS: технологии и разработки ГосНИИАС для МС-21
20 фев 2024
15 лет КРЭТ: консолидация - обновление - развитие
20 фев 2024
В небе МАКС - лучшие летчики-испытатели СССР и России
19 фев 2024
Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки «Партизан» совершил первый полет
19 фев 2024
В ОДК-СТАР обновили коллективный договор
19 фев 2024
Будущее за "умными" счетчиками
16 фев 2024
Ко Дню гражданской авиации: ГосНИИАС в эфире Первого канала
16 фев 2024
"Уроки авианауки" провели специалисты ЦИАМ для московских школьников
16 фев 2024
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к МКС
16 фев 2024
ОДК-Сатурн углубляет знания школьников в точных науках
15 фев 2024
Поиск путей научного взаимодействия: ЦАГИ посетила делегация МГУ
15 фев 2024
Руководитель научного комплекса ГосНИИАС на семинаре "Проблемы искусственного интеллекта" РАИИ и ФИЦ ИУ РАН
15 фев 2024
Ростех запустил производство лопаток двигателя ПД-8 из новейших жаропрочных сплавов
15 фев 2024
Пермские моторостроители инициировали проект ранней профориентации "Студия ПД-35"
14 фев 2024
Представители ЦАГИ посетили выставку беспилотных систем в Абу-Даби
14 фев 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС по науке С.Ю. Желтов награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени
14 фев 2024
ОДК-УМПО получило право ремонтировать узлы двигателя ПД-14
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».