Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 07.02.2024
Источник: Российская газета

Какое оборудование для лайнеров создают российские компании ОПК

Высокий научный и технический потенциал российских компаний оборонно-промышленного комплекса позволяет им выпускать уникальные изделия гражданского и двойного назначения для различных отраслей отечественной экономики, включая авиационную. Пример - оборудование, производимое АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей", для аэронавигации и интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство.
ото: Пресс-служба АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей"

Холдинг представляет свою продукцию на 11-й Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024. В числе экспонатов - натурные образцы и макеты высокотехнологичного оборудования, а также инновационные решения в области аэронавигации и обеспечения работы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД). Особое внимание уделено разработкам, предназначенным для обеспечения безопасности совместных полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.

Концерн впервые демонстрирует специалистам и гостям выставки макет бортового цифрового вычислительного модуля (БЦВМ), предназначенного для управления полетом беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Модуль был создан в ходе научно-исследовательских работ по унификации бортового оборудования для БПЛА разных классов и предназначения. У него отечественная элементная база (95 процентов компонентов - российского производства), а также собственная операционная система реального времени и собственное специальное управляющее программное обеспечение (ПО). Последнее гарантирует отсутствие каких-либо закладок (скрытно внедренных в систему программ). Изготовлением плат и корпусов модуля также занимаются предприятия холдинга.

Данный БЦВМ - унифицированный, он обеспечивает взаимозаменяемость модулей в различных типах БПЛА при ремонтах и модернизации, а также позволяет ускорить разработку новых типов и моделей БПЛА.

Другой выставочный образец новой разработки концерна - автоматизированная система мониторинга использования воздушного пространства (ИВП) "Безопасное небо". Эта разработка - комплексное решение по созданию региональных центров мониторинга ИВП, а также защиты объектов критической инфраструктуры.

Система мониторинга включает пять функциональных модулей: "Наблюдение", "Идентификация", "Контроль", "Противодействие", "Цифровые пользовательские сервисы". Каждый из них это программно-технический комплекс, построенный на базе собственных изделий и ПО концерна, а также компаний, входящих в кооперацию.

Модуль "Наблюдение" формирует единую картину воздушного пространства на основе сбора и объединения данных от разнотипных источников информации - средств первичной радиолокации, многопозиционных систем наблюдения, оптических датчиков и др. Применяемые алгоритмы обработки информации позволяют не только эффективно отождествлять данные от разнотипных источников, но и компенсировать недостатки каждой из технологий в отдельности, тем самым обеспечивая максимальную полноту и достоверность представляемой информации.

Законность использования воздушного пространства определяет модуль "Идентификация", средствами которого производится селекция обнаруженных объектов по категориям (самолет, вертолет, БПЛА, птица), а также по правам использования воздушного пространства. Для идентификации законных пользователей воздушного пространства была разработана серия бортовых передатчиков (транспондеров) для оснащения БПЛА различного назначения. Созданные алгоритмы анализа информации позволяют выявлять нарушителей порядка ИВП, выполняющих полеты без соответствующих средств идентификации и разрешений на ИВП.

Полученная первыми двумя модулями информация поступает в модуль "Контроль", который обрабатывает все данные о полетах в режиме реального времени. Это позволяет формировать актуальную информационную модель воздушной обстановки, а также выявлять нарушителей порядка ИВП и прогнозировать конфликтные ситуации между воздушными судами. Другая важная задача модуля "Контроль" - автоматическое формирование и отправка сигналов тревоги и предупреждений о выявленных угрозах нарушения порядка ИВП операторам системы и заинтересованным уполномоченным органам управления и контроля воздушного пространства.

В состав модуля "Противодействие" могут входить специальные средства подавления каналов управления БПЛА-нарушителей, а также средства пресечения их полета, например, БПЛА-перехватчики.

Модуль "Цифровые пользовательские сервисы" обеспечивает взаимодействие системы с гражданскими информационными системами различного назначения и пользователями воздушного пространства, предоставляя им широкий спектр информации, необходимой для реализации их целей и задач.

Стоит отметить, что все оборудование и ПО системы мониторинга использования воздушного пространства "Безопасное небо" созданы в России. Это исключительно отечественное решение, способное обеспечить контроль ИВП и гарантированную защиту объектов критической инфраструктуры.

Главная особенность системы - простота ее масштабирования, формирование зоны ответственности системы происходит подобно созданию мозаичного панно. Необходимое для создания системы мониторинга ИВП оборудование устанавливается в определенных точках на местности, также рассчитываются зоны покрытия (наблюдения), определяются необходимые типы и номенклатура средств наблюдения и связи, архитектура системы.

Для тех, кто эксплуатирует беспилотники, система мониторинга ИВП "Безопасное небо" предоставляет возможность быстрого формирования планов полетов и их согласования с соответствующими инстанциями, разрешающими использование воздушного пространства. Эксплуатант БПЛА, подав заявку на полет через цифровые сервисы системы, получает полную информацию о районе воздушного пространства, в котором собирается летать, с учетом всех ограничений и запретов на ИВП. Это позволяет правильно и корректно сформировать план полета и обезопасить себя от нарушений.

Кстати, в случае нарушения порядка ИВП - обнаружения системой прогнозируемого попадания в закрытую зону воздушного пространства - система заблаговременно предупредит об этом владельца БПЛА и оператора, дав возможность устранить нарушение самостоятельно - перепланировать маршрут или увести БПЛА от запретной зоны в ходе полета.

В преддверии выставки генеральный директор АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" Ян Новиков напомнил, что концерн является системным интегратором и головным исполнителем программы модернизации Единой системы организации воздушного движения в России.

"Еще в прошлом году мы успешно завершили этот масштабный проект, причем с использованием только отечественных передовых технологий, оборудования и программного обеспечения, - отметил он. - Это стало возможным благодаря пониманию важности создания системы организации безопасного воздушного движения, поддержке руководства страны, а также согласованному и системному подходу исполнителей".

Генеральный директор отметил, что холдинг поставил оборудование и выполнил работы в интересах аэронавигационной системы России на сумму свыше 100 миллиардов рублей. "Сейчас крайне важной задачей является обеспечение контроля использования БПЛА, а также интеграция отечественных беспилотных систем в единое воздушное пространство, - сказал Ян Новиков. - Концерн предлагает ряд инновационных перспективных решений в этой области, при этом актуальность скорейшего внедрения представленных нами систем очевидна".

Заместитель генерального директора по продукции для аэронавигационной системы и продукции двойного назначения концерна Дмитрий Савицкий сообщил, что у холдинга накоплен огромный опыт по созданию различных автоматизированных систем организации воздушного движения, которые подтвердили свою высокую надежность и эффективность работы в любых условиях. "Этот опыт необходимо максимально использовать и для решения новых технических задач, а также создания уникальных перспективных систем контроля и управления движением БПЛА", - отметил он.

На Национальной выставке и форуме инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024 можно узнать о технологических решениях по созданию и интеграции в систему безопасности специальных дронопортов для БПЛА-перехватчиков. Размещение парка БПЛА-перехватчиков на базе дронопортов позволит сократить время реакции и повысить эффективность применения и обслуживания БПЛА-перехватчиков за счет автоматизации процессов запуска, посадки и обслуживания. Гостям выставки будут продемонстрированы дронопорты "Коптер-Л01-5" и "Эри-Мини".

На стенде холдинга АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" также представлены модели доплеровских метеорологических локаторов "ДМРЛ-3" и "ДМРЛ-С". Их применение позволяет рассчитывать и отображать интенсивность осадков за любой интервал времени, определять опасные явления погоды, такие как град, гроза, шквальные усиления ветра, сильная турбулентность.

Кроме того, в экспозиции можно увидеть радиолокационно-оптический комплекс обеспечения безопасности объектов и нейтрализации БПЛА ROSC-1, трассовый радиолокационный комплекс "Сопка-2", аэродромный радиолокационный комплекс "Лира-А10".

Кроме реализации своего основного назначения ROSC-1 может быть использован в интересах орнитологического обеспечения полетов, что крайне важно в современных условиях, в оперативной работе и для статистической обработки орнитологической информации.

АРЛК "Лира-А10" предоставляет радиолокационную информацию о воздушной обстановке в зонах аэропортов для автоматизированных систем управления воздушным движением. Он может работать в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и сопрягается с любыми современными средствами и системами организации воздушного движения.

Среди представленного на выставке оборудования есть также элементы новой отечественной аэродромной светосигнальной системы посадки, макеты моноимпульсного вторичного радиолокатора и мобильного радиомаяка "Мангуст", а также БПЛА различных типов и назначения, производимых предприятиями концерна.

На стенде есть возможность ознакомиться с натурными образцами комплекса средств автоматизации деятельности аэропорта "Авиапортал", оборудованием нового пульта диспетчера обслуживания воздушного движения АРМ-Д, а также с мобильной аппаратурой летного контроля АЛК-М.

АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей" является основным производителем и системным интегратором всей высокотехнологичной продукции для Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД ) в России. Как головной исполнитель модернизации ЕС ОрВД концерн создает современные средства наблюдения, навигации, управления и связи, а также задействует весь отечественный научно-технический и промышленный потенциал.

Единая система организации воздушного движения Российской Федерации обслуживает территорию общей площадью свыше 26 миллионов квадратных километров, протяженность маршрутов полетов составляет более 800 тысяч километров. Для организации и управления воздушным движением установлено более 100 комплексов автоматизации планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движением, около 800 единиц средств наблюдения, свыше 2000 единиц средств навигации и посадки, которые разработаны и поставлены концерном.

Михаил Калмацкий

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 мая 2025
Владимир Путин отметил стратегически важное значение беспилотной авиации
16 мая 2025
Самолет SJ-100 испытают при критически низких температурах и аномальной жаре
16 мая 2025
"Аэрокомпозит" направит 1,8 млрд рублей на пополнение станочного парка ульяновского филиала
16 мая 2025
В России объявили конкурс на разработку нового двигателя для Ан-2
16 мая 2025
МАИ представил на выставке HeliRussia-2025 отечественное решение для управления беспилотниками
16 мая 2025
США модернизируют истребитель F-35
16 мая 2025
Проект по созданию самолета "Байкал" идет по графику
16 мая 2025
Дональд Трамп: новые истребители F-47 будут выполнять боевые задачи в сопровождении БПЛА
16 мая 2025
ГТЛК начала контрактацию беспилотников по ГГЗ-2025
15 мая 2025
Курс на технологический суверенитет. Академик Сергей Чернышев - о пассажирском "сверхзвуковике" и испытаниях МС-21
15 мая 2025
Денис Мантуров: проект создания самолета "Байкал" будет реализовываться
15 мая 2025
"Калашников" покажет дрон-камикадзе "КУБ-2" на выставке в Белоруссии
15 мая 2025
Глава региона и директор филиала ПАО "Ил" - Авиастар обсудили развитие предприятия
15 мая 2025
Минвостокразвития: самолеты "Ольхон" и "Легенда" не заменят самолет "Байкал"
15 мая 2025
Производство самолета "Байкал" приостановлено из-за увеличения длины пути, необходимого для взлета и посадки
14 мая 2025
Создан первый в мире универсальный модульный беспилотник
14 мая 2025
«Калашников» значительно увеличил срок эксплуатации беспилотника СКАТ 350 М
14 мая 2025
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
13 мая 2025
Создан алгоритм, который поможет в борьбе с обледенением крыльев самолета
13 мая 2025
Разработанная в МАИ нейросеть будет следить за качеством изготовления деталей на 3D-принтере
13 мая 2025
Беларусь рассчитывает получить в конце мая первую пару российских Су-30СМ2
12 мая 2025
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
12 мая 2025
Минпромторг России запускает дополнительный отбор на право субсидирования производителям недополученных доходов при реализации БАС со скидкой
12 мая 2025
Ростех разработал сверхточные приборы для контроля качества микроэлектроники
16 мая 2025
«ОАК» представит беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования на выставке в МВЦ «Крокус Экспо»
16 мая 2025
«РТ-Техприемка» отметила лучших участников «Студенческой научной весны» в области машиностроения
16 мая 2025
Инженер ЦИАМ победила в конкурсе
15 мая 2025
Демонстратор интеллектуальных технологий для перспективного сверхзвукового гражданского самолета показан в программе «Военная приемка»
15 мая 2025
Токарь ОДК-СТАР занял призовое место на краевом этапе конкурса "Лучший по профессии"
15 мая 2025
На КнААЗ выросли стипендии
13 мая 2025
ОАК поставила Минобороны России новые самолеты Су-35С
13 мая 2025
«РТ-Техприемка» провела для студентов Московского Политеха «Неделю без турникетов»
13 мая 2025
С мая 2025 года на КнААЗ вновь выросла заработная плата
13 мая 2025
На Казанском вертолетном заводе прошел праздничный митинг в честь 80-летия Великой Победы
12 мая 2025
МС-21 прибыл в Жуковский для проведения сертификационных испытаний
12 мая 2025
В ЦАГИ прошёл митинг, посвящённый Дню Великой Победы
12 мая 2025
Сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева посетил Казанский вертолетный завод
12 мая 2025
Победная летопись ЦАГИ: ветеранов Великой Отечественной войны наградили юбилейной медалью
12 мая 2025
В ОДК-УМПО прошли торжественные мероприятия в честь 80-летия Победы
12 мая 2025
Около тысячи школьников и студентов побывали в цехах ОДК-СТАР в рамках "Недели без турникетов"
7 мая 2025
«Яковлев» переоборудовал девять SSJ-100 авиакомпании «Россия»
7 мая 2025
«Вертолеты России» впервые провели акцию «Бессмертный полк» в небе
7 мая 2025
На ПК "Салют" отметили 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне
7 мая 2025
Студенты-целевики получили первые профессии на предприятии ОДК-Сатурн
7 мая 2025
ОДК-УМПО посетили почти 12 тысяч школьников и студентов в рамках акции «Неделя без турникетов»
6 мая 2025
Самолеты Н.Н. Поликарпова: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
5 мая 2025
«Яковлев» запустил линейную станцию технического обслуживания самолетов SSJ-100 в аэропорту Самары
5 мая 2025
Генеральный директор ЦИАМ рассказал о создании сверхзвукового двигателя
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».