Воздушные гиганты Сикорского: как в Российской империи был создан первый тяжёлый бомбардировщик
110 лет назад впервые поднялась в небо поплавковая модификация российского самолета "Илья Муромец". Испытания этого воздушного судна были признаны успешными, и оно было принято на вооружение. В дальнейшем гидросамолеты "Илья Муромец", как и одноименные самолеты аэродромного базирования, принимали активное участие в Первой мировой войне в качестве бомбардировщиков и разведчиков. По словам аналитиков, сконструированный Игорем Сикорским "Илья Муромец" стал важной вехой в истории российской и мировой авиации.
Репродукция фотографии пробного полёта аэроплана "Илья Муромец", построенного на Русско-Балтийском вагонном заводе РИА Новости © Н. Пащин
14 мая 1914 года состоялся первый полет поплавковой модификации российского самолета "Илья Муромец". Этот вариант воздушного судна предназначался для взлета и посадки на водную поверхность.
Для его создания в гидросамолет был переделан первый образец "Ильи Муромца", который был собран в декабре 1913 года на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ). Машина была спроектирована Игорем Сикорским, занимавшим в те годы должность главного конструктора авиационного отдела РБВЗ.
На гидроварианте было установлено четыре двигателя: два французских агрегата Salmson мощностью по 200 л. с. каждый и еще два немецких двигателя Argus по 115 л. с. В дальнейшем на самолеты ставились российские моторы.
Поплавков, которые заменили шасси, было три: два главных и один хвостовой. Поплавки были короткие, плоскодонные, с небольшим запасом плавучести и отличались простотой конструкции.
Первый полет поплавкового самолета проходил с полной нагрузкой и продлился 12 минут. Машиной управлял сам Сикорский совместно с лейтенантом Георгием Лавровым. Испытания закончились успехом - мореходность "Ильи Муромца" была признана удовлетворительной. Кроме того, разработчики положительно оценили управляемость судна на воде.
Вскоре после испытаний морское ведомство приняло поплавковую версию "Ильи Муромца" на вооружение. На тот момент это был самый крупный гидросамолет в мире.
"Поплавковые "Ильи Муромцы" в годы Первой мировой войны выполняли задачи на море, прежде всего на Балтийском театре военных действий. Наряду с ними наша морская авиация также использовала летающие лодки, созданные еще одним русским конструктором - Дмитрием Григоровичем. Это позволило Российской империи обеспечить на Балтийском театре военных действий достаточно интенсивное использование авиации", - рассказал в беседе с RT исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
Наследник "Русского витязя"
Напомним, базовая модель "Ильи Муромца" была создана Сикорским на основе опыта, полученного при разработке самолета "Русский витязь".
За недолгую историю эксплуатации "Русский витязь" успел совершить более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета - 1 час 54 минуты. С машиной Сикорского ознакомился император Николай II - государь высоко оценил результаты работы конструктора и наградил его золотыми часами.
При проектировании "Ильи Муромца" Сикорский решил исправить недочеты, выявленные при эксплуатации "Витязя". От прежней конструкции в новой машине осталась только общая схема и двигатели, а все остальное было переделано.
В частности, Сикорский вдвое увеличил грузоподъемность (около 1,4 т) и максимальную высоту полета (порядка 2 тыс. м) нового аппарата. Увеличились и его габариты: "Илья Муромец" весил почти 5 т, размах крыльев достигал 31 м.
Во время разведывательных полетов (без бомбовой нагрузки) "Муромец" мог находиться в воздухе девять-десять часов, что для тех лет было выдающимся показателем.
Кабина "Ильи Муромца" стала комфортнее: в ней появились большие окна со всех сторон фюзеляжа, для пилотов и пассажиров были оборудованы спальня и туалет. Салон самолета обогревался за счет выхлопных газов двигателей, а освещение обеспечивалось ветряными электрогенераторами.
В феврале 1914 года "Илья Муромец" совершил полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту, а в июне 1914 года осуществил перелет по маршруту Санкт-Петербург - Киев протяженностью 1,1 тыс. км. Для этого ему потребовалось сделать всего одну посадку для дозаправки.
Стоит отметить, что "Илья Муромец" изначально предназначался для перевозки пассажиров, однако Сикорский при проектировании также предусмотрел возможность переоборудования самолета для военных целей.
Из-за начала Первой мировой войны поработать авиалайнером "Илье Муромцу" практически не довелось и в историю он вошел как первый русский тяжелый бомбардировщик. Всего на РБВЗ было собрано 85 "Муромцев" различных модификаций. Большая часть из них вошла в первую в мире авиационную бомбардировочную эскадру.
"После начала войны его оснастили пулеметами. Причем впервые в мире один из пулеметов был сзади, в хвостовой части. В те годы существовала проблема: при заходе сзади любой самолет можно было легко подбить. "Илья Муромец" в этом отношении был защищен. Стоит отметить, что этот самолет также отличался высокой для тех лет грузоподъемностью. В целом его важность для истории отечественной и мировой авиации совершенно очевидна", - отметил в беседе с RT автор книги о Сикорском в серии ЖЗЛ Петр Образцов.
В годы войны Россия наладила выпуск отечественных двигателей РБВЗ-6 и МРБ-6, что позволило отказаться от импортных комплектующих. Агрегаты производились на Механическом заводе на Васильевском острове. Именно с российскими моторами РБВЗ-6 осенью 1915 года "Илья Муромец" установил рекорд, впервые в мире подняв учебную бомбу весом 410 кг.
Игорь Сикорский также работал над различными проектами усовершенствования самолета. В частности, "Илья Муромец" серии Д по его замыслу должен был использоваться не только для бомбардировок, но и для боевого прикрытия других самолетов, из-за чего этот проект также именовался "Муромцем-истребителем".
Всего было построено три образца новых машин, однако завершить этот проект так и не удалось из-за революции 1917 года.
"Вклад в развитие авиации просто невероятен"
После прихода большевиков к власти "Илья Муромец" еще некоторое время применялся в военных целях, а затем использовался в почтово-пассажирской авиации.
"Илья Муромец" еще немного полетал, в том числе как пассажирский самолет. В 1922 году на нем даже был осуществлен перелет из Москвы в Баку", - рассказал Петр Образцов.
По некоторым данным, последний полет "Илья Муромец" совершил в 1923 году, после чего его эксплуатация была прекращена.
После октябрьского переворота работа РБВЗ фактически остановилась. Контракт Сикорского с предприятием к тому моменту уже истек.
В условиях наступившей анархии перспективы развития авиации в стране были туманны. Как отмечается в книге "Крылья Сикорского" (авторы Геннадий Катышев и Вадим Михеев), в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в тот момент не отдавали себе отчета в важности развития этой отрасли промышленности.
В условиях профессиональной невостребованности и угрозы репрессий Сикорский принял решение уехать во Францию, которая на тот момент все еще оставалась союзницей России по Антанте. Позже конструктор перебрался в США.
По мнению Олега Пантелеева, опасность ареста для Сикорского после захвата власти большевиками была вполне реальна.
"Учитывая происхождение Сикорского, вполне вероятно, что он мог быть репрессирован новыми властями. В результате его отъезда Россия потеряла очень талантливого конструктора и изобретателя. В дальнейшем за рубежом он создал целый ряд очень успешных моделей авиатехники и внес колоссальный вклад в развитие вертолетостроения. Это был новатор, один из наиболее талантливых конструкторов в истории мировой авиации", - отметил Олег Пантелеев.
Аналогичной точки зрения придерживается и Петр Образцов.
"Раньше у нас в стране нередко говорили, что незаменимых нет. Но про Сикорского так сказать нельзя. Его вклад в развитие авиации просто невероятен", - резюмировал специалист.