Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 15.05.2024
Источник: "РТ на русском"

Воздушные гиганты Сикорского: как в Российской империи был создан первый тяжёлый бомбардировщик

110 лет назад впервые поднялась в небо поплавковая модификация российского самолета "Илья Муромец". Испытания этого воздушного судна были признаны успешными, и оно было принято на вооружение. В дальнейшем гидросамолеты "Илья Муромец", как и одноименные самолеты аэродромного базирования, принимали активное участие в Первой мировой войне в качестве бомбардировщиков и разведчиков. По словам аналитиков, сконструированный Игорем Сикорским "Илья Муромец" стал важной вехой в истории российской и мировой авиации.
Репродукция фотографии пробного полёта аэроплана "Илья Муромец", построенного на Русско-Балтийском вагонном заводе РИА Новости © Н. Пащин
14 мая 1914 года состоялся первый полет поплавковой модификации российского самолета "Илья Муромец". Этот вариант воздушного судна предназначался для взлета и посадки на водную поверхность.

Для его создания в гидросамолет был переделан первый образец "Ильи Муромца", который был собран в декабре 1913 года на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ). Машина была спроектирована Игорем Сикорским, занимавшим в те годы должность главного конструктора авиационного отдела РБВЗ.

На гидроварианте было установлено четыре двигателя: два французских агрегата Salmson мощностью по 200 л. с. каждый и еще два немецких двигателя Argus по 115 л. с. В дальнейшем на самолеты ставились российские моторы.

Поплавков, которые заменили шасси, было три: два главных и один хвостовой. Поплавки были короткие, плоскодонные, с небольшим запасом плавучести и отличались простотой конструкции.

Первый полет поплавкового самолета проходил с полной нагрузкой и продлился 12 минут. Машиной управлял сам Сикорский совместно с лейтенантом Георгием Лавровым. Испытания закончились успехом - мореходность "Ильи Муромца" была признана удовлетворительной. Кроме того, разработчики положительно оценили управляемость судна на воде.

Вскоре после испытаний морское ведомство приняло поплавковую версию "Ильи Муромца" на вооружение. На тот момент это был самый крупный гидросамолет в мире.

"Поплавковые "Ильи Муромцы" в годы Первой мировой войны выполняли задачи на море, прежде всего на Балтийском театре военных действий. Наряду с ними наша морская авиация также использовала летающие лодки, созданные еще одним русским конструктором - Дмитрием Григоровичем. Это позволило Российской империи обеспечить на Балтийском театре военных действий достаточно интенсивное использование авиации", - рассказал в беседе с RT исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Наследник "Русского витязя"

Напомним, базовая модель "Ильи Муромца" была создана Сикорским на основе опыта, полученного при разработке самолета "Русский витязь".

За недолгую историю эксплуатации "Русский витязь" успел совершить более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета - 1 час 54 минуты. С машиной Сикорского ознакомился император Николай II - государь высоко оценил результаты работы конструктора и наградил его золотыми часами.

При проектировании "Ильи Муромца" Сикорский решил исправить недочеты, выявленные при эксплуатации "Витязя". От прежней конструкции в новой машине осталась только общая схема и двигатели, а все остальное было переделано.

В частности, Сикорский вдвое увеличил грузоподъемность (около 1,4 т) и максимальную высоту полета (порядка 2 тыс. м) нового аппарата. Увеличились и его габариты: "Илья Муромец" весил почти 5 т, размах крыльев достигал 31 м.

Во время разведывательных полетов (без бомбовой нагрузки) "Муромец" мог находиться в воздухе девять-десять часов, что для тех лет было выдающимся показателем.

Кабина "Ильи Муромца" стала комфортнее: в ней появились большие окна со всех сторон фюзеляжа, для пилотов и пассажиров были оборудованы спальня и туалет. Салон самолета обогревался за счет выхлопных газов двигателей, а освещение обеспечивалось ветряными электрогенераторами.

В феврале 1914 года "Илья Муромец" совершил полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту, а в июне 1914 года осуществил перелет по маршруту Санкт-Петербург - Киев протяженностью 1,1 тыс. км. Для этого ему потребовалось сделать всего одну посадку для дозаправки.

Стоит отметить, что "Илья Муромец" изначально предназначался для перевозки пассажиров, однако Сикорский при проектировании также предусмотрел возможность переоборудования самолета для военных целей.

Из-за начала Первой мировой войны поработать авиалайнером "Илье Муромцу" практически не довелось и в историю он вошел как первый русский тяжелый бомбардировщик. Всего на РБВЗ было собрано 85 "Муромцев" различных модификаций. Большая часть из них вошла в первую в мире авиационную бомбардировочную эскадру.

"После начала войны его оснастили пулеметами. Причем впервые в мире один из пулеметов был сзади, в хвостовой части. В те годы существовала проблема: при заходе сзади любой самолет можно было легко подбить. "Илья Муромец" в этом отношении был защищен. Стоит отметить, что этот самолет также отличался высокой для тех лет грузоподъемностью. В целом его важность для истории отечественной и мировой авиации совершенно очевидна", - отметил в беседе с RT автор книги о Сикорском в серии ЖЗЛ Петр Образцов.

В годы войны Россия наладила выпуск отечественных двигателей РБВЗ-6 и МРБ-6, что позволило отказаться от импортных комплектующих. Агрегаты производились на Механическом заводе на Васильевском острове. Именно с российскими моторами РБВЗ-6 осенью 1915 года "Илья Муромец" установил рекорд, впервые в мире подняв учебную бомбу весом 410 кг.

Игорь Сикорский также работал над различными проектами усовершенствования самолета. В частности, "Илья Муромец" серии Д по его замыслу должен был использоваться не только для бомбардировок, но и для боевого прикрытия других самолетов, из-за чего этот проект также именовался "Муромцем-истребителем".

Всего было построено три образца новых машин, однако завершить этот проект так и не удалось из-за революции 1917 года.

"Вклад в развитие авиации просто невероятен"

После прихода большевиков к власти "Илья Муромец" еще некоторое время применялся в военных целях, а затем использовался в почтово-пассажирской авиации.

"Илья Муромец" еще немного полетал, в том числе как пассажирский самолет. В 1922 году на нем даже был осуществлен перелет из Москвы в Баку", - рассказал Петр Образцов.

По некоторым данным, последний полет "Илья Муромец" совершил в 1923 году, после чего его эксплуатация была прекращена.

После октябрьского переворота работа РБВЗ фактически остановилась. Контракт Сикорского с предприятием к тому моменту уже истек.

В условиях наступившей анархии перспективы развития авиации в стране были туманны. Как отмечается в книге "Крылья Сикорского" (авторы Геннадий Катышев и Вадим Михеев), в Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в тот момент не отдавали себе отчета в важности развития этой отрасли промышленности.

В условиях профессиональной невостребованности и угрозы репрессий Сикорский принял решение уехать во Францию, которая на тот момент все еще оставалась союзницей России по Антанте. Позже конструктор перебрался в США.

По мнению Олега Пантелеева, опасность ареста для Сикорского после захвата власти большевиками была вполне реальна.

"Учитывая происхождение Сикорского, вполне вероятно, что он мог быть репрессирован новыми властями. В результате его отъезда Россия потеряла очень талантливого конструктора и изобретателя. В дальнейшем за рубежом он создал целый ряд очень успешных моделей авиатехники и внес колоссальный вклад в развитие вертолетостроения. Это был новатор, один из наиболее талантливых конструкторов в истории мировой авиации", - отметил Олег Пантелеев.

Аналогичной точки зрения придерживается и Петр Образцов.

"Раньше у нас в стране нередко говорили, что незаменимых нет. Но про Сикорского так сказать нельзя. Его вклад в развитие авиации просто невероятен", - резюмировал специалист.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
13 июн 2024
Дума приняла закон для поддержки российских разработчиков и производителей беспилотников
13 июн 2024
В России на 237% повысили твердость алюминиевого сплава для авиапромышленности
13 июн 2024
"Рособоронэкспорт" наблюдает рост спроса на Су-25, Ка-52 и беспилотник "Орлан"
13 июн 2024
Литьевые полиамиды способны совершить революцию в производстве БПЛА - эксперт
13 июн 2024
В Кремле заявили о надежности российской авиатехники
13 июн 2024
Компания Baykar представила новый боевой беспилотник Kalkan Diha
13 июн 2024
WSJ: поспешный найм неопытных кадров повлиял на безопасность самолетов Boeing
11 июн 2024
Сертификация версии "Ансата" с двигателем ВК-650В будет завершена в 2024 году
11 июн 2024
«Рособоронэкспорт» покажет современные российские военные вертолеты на выставке HeliRussia 2024
11 июн 2024
"Рособоронэкспорт" анонсировал первый показ боевого вертолета Ка-52
11 июн 2024
В Москве показали работающий на нестандартных частотах легкий дрон-разведчик "Воробей"
11 июн 2024
Новые материалы для винтокрылой авиации
11 июн 2024
«Вертолеты России» принимают участие в XVII Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia-2024
11 июн 2024
В Москве показали дрон-бомбардировщик "Голубь", распознающий пехоту с помощью нейросети
11 июн 2024
В Москве представили вертолетного "убийцу" морских дронов Hunter
11 июн 2024
МАИ представил на HeliRussia-2024 аккумуляторы для дронов повышенной емкости
10 июн 2024
«Важны бизнес-подходы к подготовке кадров»: Михаил Погосян рассказал на ПМЭФ о новой модели высшего образования в МАИ
10 июн 2024
Минпромторг обсудит с "Аэрофлотом" и Минтрансом вопрос поставок Ту-214
10 июн 2024
Китайский легкий вертолет прошел в Тибете испытания с грузом на подвеске
8 июн 2024
Новые модели системы высшего образования РФ: Михаил Погосян провёл дискуссию на ПМЭФ-2024
7 июн 2024
Глава ОАК Юрий Слюсарь призвал инвестировать в промышленный дизайн для привлечения молодежи в авиапром
7 июн 2024
МАИ и ОАК заключили соглашение о сотрудничестве в подготовке кадров в новых форматах
7 июн 2024
В портфеле "Рособоронэкспорта" есть контракты на около 50 самолетов Су-30 и Як-130
7 июн 2024
Модернизация Иркутского авиазавода для выпуска 36 МС-21 в год в завершающей фазе - Мантуров
13 июн 2024
ОДК-Сатурн стимулирует решение задач по развитию производственной системы
13 июн 2024
Рыбинские студенты «Крыльев Ростеха» освоили рабочие профессии
13 июн 2024
Студенты Полиграфического института Московского Политеха пройдут практику на предприятии «РТ-Техприемка»
13 июн 2024
Московское предприятие «Салют» увеличит подготовку мультиспециалистов в колледжах
11 июн 2024
Импортозамещенный SJ-100 приступил к сертификационным летным испытаниям
11 июн 2024
Ростех передал Минобороны партию учебно-боевых самолетов Як-130
11 июн 2024
К новым высотам авиационной науки: ученые ГосНИИАС отмечены федеральными и ведомственными наградами
11 июн 2024
Предприятия ОДК посетили более 11 тысяч участников акции «Неделя без турникетов»
10 июн 2024
ОАК в ходе ПМЭФ работает над развитием кадрового потенциала, кооперационных и международных связей
10 июн 2024
ГосНИИАС — участник Международного технологического конгресса
10 июн 2024
Специалисты ГосНИИАС разработали метод обеспечения кибербезопасности перспективных воздушных судов
10 июн 2024
ОДК и НОВИКОМ подписали соглашение о сотрудничестве на Петербургском экономическом форуме
10 июн 2024
При поддержке СибНИА пройдет Первенство России по планерному спорту среди спортсменов в возрасте от 12 до 16 лет в классе "начальный"
10 июн 2024
В ГосНИИАС провели практическое занятие для студентов ВУЦ при МАИ
7 июн 2024
ЦАГИ принял участие в XVII Международном форуме по тепломассообмену
7 июн 2024
ОДК будет развивать научную деятельность среди молодежи
7 июн 2024
В Омске будут готовить мультиспециалистов для двигателестроительных предприятий ОДК
7 июн 2024
"ОДК-Пермские моторы" достойно встречают 90-летний юбилей
6 июн 2024
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко посетил Иркутский авиазавод ОАК
6 июн 2024
КРЭТ покажет на ПМЭФ-2024 «черный ящик» для самолетов и вертолетов
6 июн 2024
Шум самолета как научный вопрос: ученые ЦАГИ на конференции «Акустика среды обитания»
3 июн 2024
В ОАК провели демодень индустриального центра компетенций «Авиастроение»
3 июн 2024
Резервы есть!
31 мая 2024
Студентов целевого обучения ознакомили с карьерными возможностями в ГосНИИАС
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».