РФ готова участвовать в создании китайского широкофюзеляжного самолета в статусе исполнителя заказов - Мантуров
РФ готова участвовать в проекте создания китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ранее был известен как российско-китайский, или CR929) "на основе договора исполнителей", заявил первый вице-премьер Денис Мантуров.
Фото с сайта ria.ru
"Мы пересмотрели формат (участия в проекте - ИФ), соответствующие изменения в межгосударственных документах должны быть внесены с точки зрения изменения подходов. То есть по аналогии с вертолетом - заказчик-исполнитель. Те компетенции, которые необходимы с российской стороны, мы готовы участвовать с этими компетенциями в этом проекте на основе договора исполнителей", - сказал Мантуров журналистам в Пекине, где в четверг проходили российско-китайские переговоры.
На вопрос, будет ли российская сторона поставлять двигатель для этого самолета, Мантуров сказал: "Там разные компоненты, в том числе силовая установка тоже рассматривается".
Создание российско-китайского пассажирского самолета обсуждалось еще в "нулевых", в 2014 году РФ и Китай подписали соглашение о кооперации. Разработкой лайнера занялись ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в "Ростех") и китайский авиахолдинг COMAC. В 2017 году в Шанхае была создана China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которая стала оператором проекта.
До пандемии COVID-19 организовать первый испытательный полет CR929 планировалось в 2023 году, а начать коммерческие поставки - после 2025 года. В июле 2020 года руководство ОАК объявило о сдвиге поставок на 2028-2029 гг. На тот момент проект проходил этап Gate-3 - сбора и анализа предложений поставщиков систем и агрегатов для определения конечной конфигурации самолета.
В августе 2022 года гендиректор ОАК Юрий Слюсарь сообщил, что работа над CR929 продолжается, но с учетом последствий пандемии и введения против РФ санкций из-за ситуации в Украине проект будет актуализирован. Мантуров, возглавлявший Минпромторг, уточнял, что РФ, возможно, сменит статус участия в проекте, вместо партнера став поставщиком агрегатов и компонентов.
Созданное под проект совместное с китайцами предприятие сохранится, но заниматься непосредственно разработкой самолета, оно не будет, также говорил Слюсарь: "СП мы оставляем, чтобы оно работало как некий офис внутри Китая, который помогал бы нашим предприятиям, которые как поставщики будут работать с китайскими "финалистами". Начиная от организации, заканчивая преодолением культурных и языковых барьеров".
Тяжелый вертолет
Работа по созданию российско-китайского тяжелого гражданского вертолета, по словам Мантурова, также продолжается.
"Стадия продвинутая с точки зрения всех графиков и этапов. Все соблюдается, все идет по графику - сказал он журналистам. - Подписан был контракт только полтора года назад. До этого были подходы, планирования, эскизы. Сейчас уже идет этап исполнения контракта".
Межправсоглашение по созданию тяжелого вертолета было заключено в 2016 году, в 2021 был подписан контракт. Сообщалось, что максимальная взлетная масса машины должна составить 38,2 т, дальность полета - 630 км, скорость - 300 км/ч. Серийное производство вертолета, согласно договоренностям, будет организовано в Китае, партнером с китайской стороны называлась компания Avicopter.
Россия же в рамках проекта будет поставлять часть необходимых агрегатов, говорил экс-гендиректор "Вертолетов России" (сейчас возглавляет ПАО "Яковлев" (MOEX: IRKT)) Андрей Богинский на встрече с президентом Владимиром Путиным в 2021 году. "Это будет трансмиссия, рулевой винт и противообледенительная система, плюс накачка ресурса для этого вертолета", - перечислял он, добавляя, что проект "достаточно большой, примерно на 13 лет".
Поставка китайских самолетов
Вопрос поставок в РФ самолетов китайского производства не обсуждался, заявил Мантуров.
"Каких самолетов? Такой вопрос не обсуждался. Предложения тоже мы не получили на сей счет", - сказал он в четверг.
В Китае серийно производится самолет регионального класса ARJ21. Он рассчитан на перевозку от 70 до 115 пассажиров и способен летать на расстояние до 3,7 тыс. км. В коммерческой эксплуатации лайнер находится с 2017 года.
В мае прошлого года на китайский рынок вышел еще один продукт COMAC - узкофюзеляжный среднемагистральный C919. Он может совершать рейсы на расстояние до 5630 км и перевозить до 168 пассажиров.
Санкции, введенные западными странами после начала военной операции на Украине, предусматривают запрет на поставки в РФ гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование. "Ростех" анонсировал выход на рынок самолетов российского производства - МС-21, импортозамещенного Superjet 100, Ту-214 - однако сроки их создания были сдвинуты на 2025-2026 гг.