Сбрасываемое шасси KTLS для беспилотника XQ-58A Valkyrie
С 2019 года американская компания Kratos Defense & Security Solutions занимается испытаниями перспективного тяжелого многоцелевого беспилотного летательного аппарата XQ-58A Valkyrie.
Фото с сайта topwar.ru
По мере того как испытания продолжаются, команда разработчиков тестирует различные аспекты проекта и внедряет новые решения для улучшения его функциональности. Недавно опытный образец БПЛА опробовал инновационное шасси, которое позволяет ему взлетать с любых аэродромов, а также предоставляет другие преимущества.
Полеты "Валькирии"
5 марта 2019 года состоялся первый полет БПЛА XQ-58A. С тех пор опытный образец регулярно поднимается в воздух для тестовых полетов.
До недавнего времени все взлеты осуществлялись с наземной пусковой установки. Дрон взлетал с наклонной направляющей с помощью твердотопливных ускорителей. При посадке использовались парашютная система и надувные баллоны-амортизаторы.
Недавно компания "Кратос" начала разработку альтернативного способа взлета. Для получения дополнительных преимуществ было предложено использовать взлет с разбегом, как у полноценных самолетов. Однако для этого нужно было решить специфическую инженерную задачу: разработать шасси, которое могло бы выполнять свои функции и не требовало доработки совместимого БПЛА.
2 июля 2024 года компания "Кратос" сообщила об успехах. Для использования с XQ-58A было разработано сбрасываемое шасси-тележка Kratos Trolley Launch System (KTLS). К настоящему времени было изготовлено реальное изделие этого типа и отправлено на испытания вместе с беспилотником.
Первые испытания KTLS прошли на аэродроме Грандскай-Рендж (штат Северная Дакота), где идут основные работы по проекту "Валькирия". На опытной тележке установили БПЛА XQ-58A и отработали их буксировку по аэродрому, различные маневры, парковку и т. д. Также недавно состоялся первый взлет с применением нового шасси.
Компания-разработчик выпустила короткое видео, демонстрирующее процесс взлета беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Для большей наглядности одну из камер разместили прямо на шасси.
На видео показано, как БПЛА разгоняется по взлетной полосе и поднимается в воздух. При этом шасси остается на земле и продолжает движение по инерции.
Сообщается, что первые испытания изделия KTLS прошли успешно и подтвердили потенциал этой разработки. Сбрасываемое шасси будет использоваться и в дальнейших испытаниях беспилотника XQ-58A. В будущем это устройство может стать частью беспилотного комплекса, который будет принят на вооружение.
Анонсируя испытания изделия KTLS, компания Kratos фактически представила еще одну свою новую разработку. Она сообщила, что сбрасываемое шасси - это второй вариант системы взлета из трех разрабатываемых. Таким образом, компания готовит еще одно устройство для запуска Valkyrie, но подробности этого проекта пока не разглашаются.
Простейшая конструкция
К сбрасываемому шасси KTLS предъявлялись специфические требования, но их удалось выполнить без особых затруднений. Новое изделие отличается простотой конструкции, но при этом решает все поставленные задачи и дает совместимому беспилотнику желаемые функции и возможности.
Габариты и масса шасси KTLS не уточняются. Его длина составляет около половины длины БПЛА XQ-58A – порядка 4 м. Максимальная ширина – ок. 2 м. Массу конструкции по доступным данным оценить не удастся, но она, вероятно, не превышает десятков килограммов.
Основным элементом шасси является продольная труба-корпус, в которой размещены различные агрегаты. На переднем торце трубы находится носовая стойка шасси с одним самоориентирующимся колесом. Для амортизации при неровностях дороги используется рычажная подвеска с пружинами. Носовая стойка имеет проушину для соединения с буксировочным водилом.
Вместо отдельных основных стоек используется один общий агрегат, размещенный у заднего торца трубы корпуса. Он состоит из поперечной трапециевидной рамы, к которой прикреплены рычаги и пружины подвески. Всего используется два одинарных колеса.
На верхней части трубы предусмотрены два устройства для крепления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Каждое из них имеет две небольшие площадки, на которые устанавливаются соответствующие опоры летательного аппарата. Вероятно, конструкция опор и площадок обеспечивает механическую связь, но при этом позволяет разъединить их при взлете.
В хвостовой части шасси расположен отсек для тормозного парашюта. После того как БПЛА сходит с тележки, парашют выбрасывается и останавливает ее в пределах взлетно-посадочной полосы.
Согласно опубликованным данным, шасси KTLS не имеет собственных средств управления. Предусмотрена только простая система, которая определяет отделение беспилотника и выпускает тормозной парашют.
Характерные особенности
Недавние испытания показали, что сбрасываемое шасси KTLS отлично справляется со своими задачами. Несмотря на свою простоту, оно обладает рядом важных особенностей и преимуществ, которые значительно улучшают эксплуатационные и оперативные возможности совместимого беспилотного летательного аппарата (БПЛА).
Изделие KTLS позволяет беспилотнику XQ-58A взлетать практически с любых аэродромов или даже подходящих автодорог. Для этого не требуется специальная пусковая установка или ускорители, что значительно упрощает использование БПЛА.
Разбег и горизонтальный взлет оптимизируют расход энергии и позволяют эффективнее использовать потенциал беспилотника. Компания-разработчик сообщает, что разбег соответствующей длины может на десятки процентов увеличить полезную нагрузку и/или количество топлива на борту по сравнению со стартом с направляющей.
Шасси KTLS выполнено в виде отдельного агрегата, который присоединяется к существующему БПЛА. Такой подход к разработке позволил получить все необходимые возможности без изменения конструкции "Валькирии". Это означает, что беспилотник не потерял свою грузоподъемность, и не требуется проводить дополнительные испытания.
Большие планы
БПЛА XQ-58A Valkyrie - это многоцелевое средство, которое может выполнять различные задачи и нести разные нагрузки.
Конструкция этого беспилотного самолета имеет стреловидное крыло размахом 8,2 метра и длину 9,1 метра. Максимальная взлетная масса составляет более 2,7 тонны. Благодаря турбореактивному двигателю, беспилотник может развивать скорость до 1050 километров в час. В зависимости от условий, дальность полета может достигать от 5 до 5,5 тысяч километров.
XQ-58A способен нести полезную нагрузку массой около 540 килограммов как на внутренней, так и на внешней подвеске. Для использования предлагаются различные системы, такие как оптико-электронные и радиотехнические, а также разнообразные вооружения.
Предполагается, что эти беспилотные летательные аппараты смогут выполнять боевые задачи как самостоятельно, так и в группе, в том числе под управлением пилотируемого самолета.
Для расширения оперативных возможностей и повышения боевого потенциала предлагаются различные варианты базирования.
Один из способов - это старт с наклонной направляющей, которая может быть открытой или, в перспективе, оборудованной контейнером. Такой метод запуска имеет ограничение по максимальной массе, но позволяет поднимать беспилотники в воздух с любой позиции, куда можно доставить пусковую установку.
Еще один вариант - аэродромное базирование с использованием нового шасси KTLS. Это упрощает организацию полетов и улучшает достижимые характеристики, хотя и может иметь некоторые ограничения. Однако получаемые преимущества полностью компенсируют эти недостатки.
В ближайшем будущем компания Kratos планирует представить третий способ запуска перспективного беспилотного летательного аппарата (БПЛА). Подробности этого проекта пока не разглашаются. Возможно, XQ-58A будут запускать с воздушного носителя. Авиационный комплекс такого рода будет обладать увеличенным боевым радиусом и улучшенными оперативными возможностями. Однако нельзя исключать, что компания-разработчик использует другой способ старта.
Дополнительные цели
Основной задачей проектов, подобных XQ-58A компании Kratos, является создание перспективных тяжелых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с уникальными возможностями. Для этих аппаратов разрабатываются инновационные системы управления, в том числе на основе искусственного интеллекта. В процессе испытаний эти системы и дроны демонстрируют новые функции и способности.
Однако реальный потенциал новых беспилотных комплексов определяется не только системами управления и вооружения. Важную роль играют конструкция летательных аппаратов и дополнительное оборудование. Компания Kratos осознает это и работает над различными способами запуска БПЛА. Результаты текущих разработок, такие как шасси KTLS, в будущем могут стать решающим конкурентным преимуществом.
Кирилл Рябов