Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.09.2024
Источник: "Военное обозрение"

Истребитель 6-го поколения NGAD: все начинается заново

Военно-воздушные силы США пересматривают саму суть своих требований к новому боевому самолету-невидимке шестого поколения в рамках продолжающегося переосмысления инициативы по господству в воздухе следующего поколения (NGAD). ВВС также заявляют, что переоценка затрагивает более широкие вопросы о полном наборе возможностей, которые планируется использовать для достижения превосходства в воздухе в будущем.
Изображение с сайта topwar.ru
Называйте как угодно: полный отказ, перезагрузка, жидко… простите, не смогли выполнить требования в заявленном объеме - не важно. Важно, что сама программа NGAD висит на волоске, а если учесть, что ее компонента "верные ведомые" пока летают при помощи человека в наскоро приделанной кабине - явно что-то пошло не так. Где-то пяток миллиардов колом встал.

Однако, в такой ситуации надо что? Правильно, сделать хорошую мину при полном… ну да, объявить перемогу при наличии полной зрады.

Заместитель начальника штаба ВВС генерал Джеймс Слайф и Эндрю Хантер, помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике, рассказали о боевом реактивном самолете NGAD и связанных с ним проблемах во время прямой трансляции на пресс-конференции министерства обороны 4 сентября.

В июле Военно-воздушные силы подтвердили, что они приостановили свои планы по созданию тактических самолетов шестого поколения из-за нехватки бюджетных средств и нерешенных вопросах об основных требованиях. Служба настаивает на том, что все еще планирует в конечном итоге продвигать эти усилия в той или иной форме, хотя то, как самолет может выглядеть в конечном итоге, в том числе потребуется ли ему в конечном итоге пилот, уже становится все более неопределенным.

Здесь надо пояснить: NGAD планировался как пилотируемый человеком аппарат. Одно время пошли слухи о том, что NGAD станет высокоавтономным аппаратом под управлением искусственного интеллекта с поддержкой операторов с наземных пунктов управления. Но то, что происходит сегодня с так называемым "Модель 437", фактически ставит крест на автономной версии, потому что "Модель 437", которая должна была стать высокоавтономным аппаратом серии "верный ведомый", пока летает только при помощи человека.

"Итак, с точки зрения требований, я бы сказал, что мы возвращаемся назад и начинаем с самого начала с того, что мы пытаемся сделать", - расписался в бессилии генерал Слайф. Не позавидовать мужику, потому что рано или поздно, но Конгресс начнет спрашивать со всех подряд относительно бездарно потраченных денег.

"Таким образом, вы получите два разных ответа, если сформулируете вопрос так:

"Как мы ведем себя - как нам достичь превосходства в воздухе в условиях конфликта?"

Это был бы один из способов сформулировать вопрос. По-другому можно было бы сформулировать вопрос так:
"Как нам построить платформу пилотируемого истребителя шестого поколения?"

Итак, мы как бы возвращаемся к тому, что пытаемся сделать на начальном этапе. И я не знаю точно, как мы собираемся добиться превосходства в воздухе в условиях боевых действий. Это может включать пилотируемую платформу для истребителей шестого поколения, но мы как бы возвращаемся назад и смотрим, знаете ли, с самого начала.

Поскольку, когда мы провели первоначальный анализ альтернатив для NGAD... вы знаете, честно говоря, наша технологическая база развивалась намного быстрее, чем мы ожидали. Итак, мы видим, что имеющиеся у нас возможности, которые мы хотели бы использовать в дальнейшем для выполнения этой миссии, не были учтены. И мы начали переосмысление с системы NGAD."

Генерала реально жаль. Да, генерал Слайф особо выделил вопросы о том, представляют ли текущие планы по боевому реактивному самолету NGAD путь к самолету, который наилучшим образом оптимизирован для работы с планируемыми будущими парками беспилотных летательных аппаратов совместной боевой авиации (CCA) ВВС. Это то, что официальные лица военно-воздушных сил, включая министра военно-воздушных сил Фрэнка Кендалла, неоднократно подчеркивали. Но ответов на самый главный вопрос, какое будущее у самого проекта NGAD, генерал, увы, не озвучил.

Хантер, помощник министра, также говорил в весьма общем плане о потенциальном желании внедрить новые технологии в самолеты в ответ на постоянно развивающуюся экосистему угроз. Но конкретики в его словах нельзя было найти даже при помощи микроскопа.

Боевой самолет NGAD шестого поколения с экипажем уходит корнями в то, что первоначально называлось платформой атакующей противовоздушной обороны (PCA), которая должна была прийти на смену истребителю-невидимке F-22 Raptor. В свою очередь, программа стала результатом работы, проделанной Военно-воздушными силами в сотрудничестве с Агентством перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA). Фрэнк Кендалл, ныне министр военно-воздушных сил, участвовал в этих разработках, в результате которых, по его словам, был произведен по крайней мере один летающий демонстрационный самолет.

До того, как в начале этого года начали возникать вопросы о его будущем, перспективный боевой реактивный самолет NGAD уже превратился в гораздо более мощный, но и гораздо более дорогостоящий самолет, чем F-22. В июле генерал. Кеннет С. Уилсбах, глава командования воздушного боя, заявил, что в настоящее время нет сроков вывода из эксплуатации F-22. Да, сроков нет, но мы прекрасно знаем, какие битвы разворачиваются на полях в Конгрессе США для вывода "Раптора" из состава ВВС.

Помощник министра ВВС Хантер: "В дальнейшем наш подход будет заключаться в том, чтобы рассматривать самолеты как часть наших вооруженных сил в целом, верно? Таким образом, превосходство в воздухе будет обеспечиваться не какой-то отдельной платформой. Это касается всех вооруженных сил, и мы знаем, что в наших вооруженных силах есть многое, что останется у нас в ближайшие несколько десятилетий. У нас есть истребители F-35. У нас есть F-15EX. У нас есть F-22. Итак, нам только нужно определить, какую роль нужно сыграть в дополнении тех возможностей, которые будут постоянно присутствовать в наших силах, чтобы обеспечить тот полный потенциал, который необходим для полной безопасности".

В своих выступлениях Слайф и Хантер подчеркнули более широкий сдвиг в планах Военно-воздушных сил в сторону сосредоточения внимания на способах достижения основных требований миссии, а не на конкретных платформах для удовлетворения этих потребностей.
Вот это уже интересно. То есть, господа говорят уже не о самолетах, а о способах выполнения боевых заданий. Но здесь палка о двух концах с сотней нюансов. Впрочем - цитата, которая проливает свет на эту непонятку.

"Мы склонны использовать префикс. Вы знаете, я имею в виду, что мы можем делать с самолетами, которые начинаются на букву "С"? Мы перевозим грузы, потому что они начинаются на букву "С". Что мы делаем с самолетами, которые начинаются на букву "B"? Ну, мы сбрасываем бомбы. Потому все, что начинается на букву "B" - это бомбардировщики. Но знаете, в Военно-воздушных силах мы запускали крылатые ракеты из задней части C-17 (в рамках программы под названием Rapid Dragon - прим.) и сбрасывали людей из бомбоотсека B-24 (во время Второй мировой войны - прим.) и тому подобное, я даже не знаю, что такое грузовой самолет, или бомбардировщик, или истребитель".

А ведь во многом господин Слайф прав: современные самолеты все больше и больше стремятся к некоей универсальности. И тот же истребитель-бомбардировщик может и сражаться с другими истребителями при помощи ракет "воздух-воздух" и запросто сбросить бомбы, в том числе и управляемые, да и крылатая ракета совсем не новость под брюхом.

И действительно, вопрос не в том, что используется, в смысле - какой самолет, вопрос в том - как и в качестве кого.

Слайф: "Я знаю, в чем заключается миссия, которую мы должны выполнить, но я не уверен, что нам нужно строить самолет для выполнения этой миссии. Нам нужно создать систему, способную выполнять поставленную задачу.

Я думаю, что приоритет определенно отдается гибкости в нашем подходе ... не быть чрезмерно конкретизированным для какого-либо конкретного набора задач или какого-либо конкретного подхода к набору задач".

Знаете, напомнило из одного известного художественного фильма: "Есть ли у меня ключ? У меня есть что-то много лучше: у меня есть рисунок ключика". Конечно, в системе, способной быстро и адекватно реагировать на изменяющиеся условия, есть скрытый смысл. Особенно, если система будет располагать эффективными инструментами.

Слайф и Хантер выделили итеративный подход к разработке программы CCA как пример такого образа мышления. General Atomics и Anduril в настоящее время разрабатывают беспилотники в рамках работы над начальной частью CCA, также известной как "верные ведомые", ориентированной в первую очередь на выполнение боевых задач класса "воздух-воздух", но работы пока нельзя назвать успешными.

В общем, все происходящее похоже на метания в поисках выхода из сложившейся ситуации, когда первая стадия проекта создания истребителя NGAD и его беспилотных ведомых практически закончилась ничем и теперь требует переосмысления и перезагрузки.

Военно-воздушные силы заявляют, что какие бы проекты CCA они не выбрали для любого из этапов программы, необходимо привлекать дополнительные компании, которые помогут производить самолеты и БПЛА в больших масштабах. Так что сейчас ВВС собирает более широкий пул поставщиков для предоставления подсистем и иной поддержки этих усилий.

Однако, большее количество разработчиков и производителей не гарантирует скорейшее решение возникших проблем.

Хантер: "Мы хотим увидеть, какие хорошие идеи есть в отрасли, поэтому мы не отбрасываем то, что могло бы стать правильным путем продвижения вперед, потому что мы начали с неправильного вопроса".

Конечно, если бы такое озвучил кто-то рангом выше, это было бы еще более значимо, но и так есть понимание того, насколько все печально.

Здесь интересно отметить, что генерал ВВС США Дэвид У. Оллвин, начальник штаба военно-воздушных сил, рассказал о важности итеративной разработки и о перспективном видении приобретения самолетов, ориентированном на "создание с учетом адаптации", а не "создание на длительный срок", на Глобальной конференции руководителей ВВС в Лондоне в начале этого года.

Выступление Олвина было подкреплено презентацией, которая включала графику, созданную с использованием искусственного интеллекта, демонстрирующую концепцию условного легкого истребителя-невидимки.

Хотя это было описано исключительно в иллюстративных целях, это все равно было очень интересным визуальным изображением на фоне продолжающихся дискуссий о будущем боевого самолета NGAD. Если, конечно, у этого проекта будет оно, будущее.

Оллвин: "Я хочу уточнить это просто потому, что конкретика и слова имеют значение. Это пауза в разработке противовоздушной платформы NGAD. NGAD означает господство в воздухе следующего поколения. Это не самолет. Это семейство систем. В рамках этого семейства систем NGAD находятся боевые самолеты совместной работы, открытые системы и некоторые датчики, которые мы разрабатываем, технологии. Таким образом, все это семейство систем все еще находится в развитии".

Хорошо, развитие, особенно когда оно поступательное - это прекрасно. Но есть опасения по поводу естественного тормоза в лице оборонного бюджета, который вряд ли увеличиться в ближайшие годы вместе с растущими расходами, связанными с критически важными программами, особенно с новой межконтинентальной баллистической ракетой Sentinel и связанными с ней требованиями к инфраструктуре. Это также оказывает давление на планы модернизации ВВС по всем направлениям. А если вспомнить, что в прошлом прогнозировалось, что один боевой реактивный самолет NGAD может стоить примерно в три раза дороже истребителя F-35, то есть, около 250 миллионов долларов, то опасения приобретают совсем уж зловещий оттенок.

"Я бы ничего не исключал, но я также не стал бы ничего исключать обратно", - сказал генерал Слайф. Хорошо сказал, потому что будущее боевого реактивного самолета NGAD по-прежнему остается весьма неопределенным, появляются признаки того, что Военно-воздушные силы могут дополнить свои предыдущие планы или вообще, отбросив их, начать разработку новых, что однозначно поставит крест на приобретении этих самолетов.

А ведь буквально год назад казалось, что шестое поколение - оно вот, совсем рядом…

Роман Скоморохов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
15 окт 2024
На ПАО «Ил» - ВАСО впервые изготовлен опытный, полностью композитный, воздухозаборник авиационного двигателя
15 окт 2024
Авиастроители Ростеха внедряют на производстве технологию для экономии металла
15 окт 2024
В МАИ разрабатывают линейку электродвигателей для грузовых беспилотников и аэротакси
15 окт 2024
Проводятся приемо-сдаточные испытания второго самолета-амфибии Бе-200ЧС для Алжира
15 окт 2024
Airbus в сентябре поставил 50 самолетов, с начала года - 497
15 окт 2024
Boeing отложит поставки новых лайнеров из-за забастовок и убытков
15 окт 2024
В США создадут самолет, который будет летать в три раза быстрее сверхзвукового "Конкорда"
14 окт 2024
ЦАТ Ростеха проведет первую всероссийскую конференцию по аддитивным технологиям
14 окт 2024
В МАИ планируют создать цифровое дело производства самолета к 2026 году
14 окт 2024
"У авиапредприятий большая загрузка". Сложный агрегат для МС-21 будут делать на дублирующем производстве
14 окт 2024
Министр обороны РФ Андрей Белоусов проинспектировал работу нового Центра перспективных беспилотных технологий Минобороны России
14 окт 2024
В России разработали концепт-проект нового авианосца
14 окт 2024
Прототип сверхзвукового пассажирского самолета обновил рекорд скорости
11 окт 2024
Названы уникальные характеристики российского истребителя Су-35
11 окт 2024
МАИ и КнААЗ расширяют сотрудничество
11 окт 2024
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека самолета МС-21
11 окт 2024
Ми-171А3 представили в версии Aurus
11 окт 2024
Заказы Airbus в сентябре выросли в пять раз к августу
11 окт 2024
В Сибири разработан многофункциональный двухметровый БПЛА самолетного типа
11 окт 2024
Boeing в январе-сентябре снизил поставки самолетов на 21%
11 окт 2024
Тайвань начал производство противорадиолокационных дронов дальностью 1 тыс. км
11 окт 2024
Сертификация, кадры и не только: в МАИ обсудили пути развития отрасли БАС
11 окт 2024
Экспериментальный украинский самолет Ан-178-100R перелетел в Польшу
10 окт 2024
"Калашников" запустил серийное производство БПЛА "Легионер"
15 окт 2024
«Туполев» запустил Инновационный конструкторский центр по модернизации Ту-214
15 окт 2024
Экосистема БАС: Технопарк ЦАГИ собрал профессионалов беспилотной отрасли для диалога и сотрудничества
15 окт 2024
КРЭТ и МГТУ им. Н.Э. Баумана запустят центр «ИнерТех» для разработки перспективных приборов
14 окт 2024
«РТ-Техприемка» проверила систему менеджмента качества хабаровского подразделения «Вертолетов России»
14 окт 2024
Ростех совместно с "Газпромом" представили вертолет бизнес-класса
14 окт 2024
ОДК и «Газпром» развивают сотрудничество по производству, обслуживанию и ремонту индустриальных двигателей
10 окт 2024
Российские авиастроители передали Минобороны России новые Су-34
10 окт 2024
Музей ОДК-СТАР стал дипломантом национальной премии
9 окт 2024
ОДК внедряет VR-технологии для обслуживания индустриальных двигателей
8 окт 2024
На Казанском авиазаводе запустили уникальное оборудование для изготовления крупногабаритных деталей
8 окт 2024
"Партизан" готовится к выполнению полетов в беспилотном режиме
8 окт 2024
Разработки ОДК-УМПО удостоены трех золотых медалей Международного салона «Новое время»
7 окт 2024
Главе Минпромторга России на Дне машиностроителя доложили об импортозамещении Ансата
7 окт 2024
Казанский вертолетный завод посетили Максим Орешкин и Антон Алиханов
7 окт 2024
Ученые ГосНИИАС разработали алгоритмы распознавания и обработки визуальной информации для обеспечения навигации летательных аппаратов
7 окт 2024
Раменское предприятие КРЭТ стало участником всероссийского конкурса трудоустройства молодежи
7 окт 2024
Предприятие КРЭТ открыло первый в Раменском центр юных инженеров «Первопроходец»
4 окт 2024
Заместитель Председателя Правительства РФ оценил актуальность научно-исследовательских разработок СибНИА
4 окт 2024
Ученые ГосНИИАС разработали метод для решения задач управления полетом перспективного сверхзвукового пассажирского самолета
4 окт 2024
ОДК-Сатурн признан лучшим промышленным предприятием Ярославской области
4 окт 2024
Студенты-целевики ОДК-Кузнецов прошли квест в новом конструкторском комплексе
4 окт 2024
Будущие инженеры ОДК-УМПО начали осваивать производство авиационных двигателей
3 окт 2024
ОДК подготовит IT-инженеров нового поколения для двигателестроения
2 окт 2024
Юрий Кондратьев назначен директором Комсомольского-на-Амуре авиационного завода ОАК
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».