Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.10.2024
Источник: Московский авиационный институт (МАИ)

ИИ в беспилотной авиации: разработчик рассказал о проекте умного дрона "Аврора-1МТ"

В Московском авиационном институте разработали беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Аврора-1МТ", который при помощи искусственного интеллекта способен обрабатывать информацию о наземных объектах непосредственно в воздухе. Для каких задач может быть использован беспилотник, какие перспективы он открывает перед разными отраслями и как еще его планируют усовершенствовать разработчики, рассказал заместитель директора IT-Центра МАИ Петр Ухов.
Фото: МАИ
- Петр, прежде всего хотелось бы представить вас: расскажите немного о себе и направлениях в IT-Центре МАИ, которые вы возглавляете.

- Я являюсь заместителем директора IT-Центра МАИ по исследованиям и разработкам. Организовываю работу нескольких проектных команд, которые состоят из студентов и преподавателей, научных сотрудников. Вместе мы решаем задачи, связанные с разработкой ПО - софтов для нейросетей, создаем различные веб-сервисы, в том числе касающиеся БЛА, занимаемся симуляторами полетов, визуализацией, полетными контроллерами, системами управления беспилотниками. Именно в работе с беспилотниками нам удалось объединить наши компетенции в области систем управления (автопилот) и систем, связанных с ИИ (наш опыт в нейросетях).

- В рамках стратегического проекта "Аэромобильность", который университет реализует как участник программы "Приоритет-2030", вы с командой разработали беспилотный летательный аппарат "Аврора-1МТ". Расскажите о вашей разработке: что собой представляет дрон?

- Это новый продукт. Хотя, конечно, и в России, и в мире есть дроны с использованием ИИ, которые применяются для разных целей. Но наш аппарат все же уникален: в нем есть собственный полетный контроллер, объединенный с бортовым вычислителем, стоит специальный процессор для решения задач ИИ. Этот летательный аппарат создали в Дирекции "Аэромобильность" МАИ, а наш IT-Центр для него создает ПО.

Мы с помощью полетного контроллера учим беспилотник правильно летать и выполнять фигуры высшего пилотажа, работать в автоматическом режиме, тренируем ИИ под разные задачи. А задач много: дефектоскопия, сельское хозяйство, поиск объектов. И БЛА может выполнять типовые действия автономно: найти объект (допустим, в сельском хозяйстве - сорняки), автоматически подлететь к нему, произвести съемку, отправить результат на наземную станцию или веб-сервис. С помощью модуля ИИ (вычислителя) можно определять любые объекты, осуществлять их подсчет (скажем, сосчитать, сколько капусты растет на поле), выполнять какие-то действия с камерой (зум, фокусировка), и все это в автоматическом режиме.

Мы создали своего рода летающую лабораторию, с помощью которой отрабатываем решения для разных задач. И в дальнейшем эта платформа с набором определенных решений может стать коммерческим продуктом.

- На каком этапе находится разработка?

- Есть ряд продуктов, работа над которыми завершена. То есть уже имеется ряд решений для определенных заказчиков: например, подсчет объектов в сельском хозяйстве, автоматический облет опор высоковольтных линий и съемка объектов интереса. Ну а другие продукты, как, например, поиск людей, идентификация автотехники, находятся в процессе разработки.

- Аппарат в перспективе может быть задействован в поисковых операциях?

- Да, верно. Мы участвовали в конкурсе Up Great 2023: в лесном массиве аппарат находил манекены, реальных людей, причем наполовину скрытых за деревьями, наносил информацию на карту, чтобы спасатели могли быстро до них добраться.

- Расскажите, пожалуйста, как этот БЛА ориентируется в пространстве, как устроена навигация.

- Сейчас он ориентируется по GPS-сигналу. В случае потери сигнала БЛА может осуществлять навигацию по видеокамере, чтобы в безопасном режиме вернуться на точку старта. Ну и поскольку навигационное поле иногда бывает нестабильным, мы разрабатываем систему автономной навигации.

- Реализация данного проекта - это реакция на тренд сегодняшнего дня: внедрение ИИ во все сферы нашей жизни, в том числе в беспилотные системы?

- ИИ применяется в разных сферах, и есть программы внедрения в авиации. И если основные сложности в применении ИИ в большой авиации связаны с нормативным регулированием, то в использовании технологии в беспилотниках есть важный нюанс - это размер летательного аппарата. Ведь размер беспилотника небольшой. Чтобы функционировала система ИИ, мы используем специальные графические вычислители. Их необходимо аккуратно разместить на борту, учесть, чтобы система не потребляла много энергии, работала быстро: для БЛА время, за которое нейросеть успевает обработать картинку с камеры, составляет около 20 миллисекунд, что позволяет использовать решение при определенных скоростях полета.

Наша идея заключается в том, чтобы не просто использовать нейросеть, а полноценно интегрировать систему на борт. Облегчение, ускорение работы ИИ - целый пласт задач, который мы решаем в рамках проекта вот уже два года.

- А если говорить про коммерциализацию проекта?

- "Аврору-1МТ" разрабатывают студенты и научные сотрудники. Основная задача - отладка процессов, обучение студентов, а коммерция и массовое производство - это скорее на перспективу. Наш приоритет - это обучение и подготовка элиты инженерных кадров.

В нашей стране пока не готова система управления воздушным движением с участием беспилотников, есть нормативные ограничения, достаточно продолжительна процедура сертификации, получения разрешения на полеты. Все это еще предстоит решить, чтобы беспилотники над нами летали, не падали, были безопасны и решали свои задачи.

- И тем не менее, кто ваши потенциальные клиенты?

- Это такие отрасли, как сельское хозяйство, надзорные органы, строительство.

- Что сегодня умеет аппарат? Чему планируете обучить?

- В первую очередь, стоит задача автономной навигации, планируем расширить перечень нейросетей, которые могут работать на борту, и соответствующих алгоритмов управления. Обсуждаем с одним из регионов интересную задачу в области сельского хозяйства: идентификацию вредителей на полях. А если говорить о том, что умеет наш дрон, то это выполнение автономных миссий и решение конкретных задач: облет каких-либо объектов (телеграфные столбы, высоковольтные мачты, объекты в области строительства).

- Как обычно проходят испытания?

- Сначала готовятся гипотезы, проходит тестирование на симуляторах, затем - предполетная подготовка и тестирование беспилотника на земле. Ну а после этого выезжаем на наш аэродром Алферьево, где ставим летный эксперимент. Так проверяются и оборудование, и железо, и ПО. После этого с беспилотника снимаем полетные логи и анализируем их в лаборатории: как отработали сеть, полетный контроллер, соответствующие подсистемы. Смотрим, где можно улучшить и ускорить.

- "Аврора-1МТ" - это следующее поколение по сравнению с системой "Контур", верно? В чем отличие?

- "Аврора" - более автономный аппарат. А "Контур" задуман как беспилотник-охранник, который летает на небольшом удалении от объекта. Потому и работают они по-разному. Вся обработка у "Контура" осуществляется на земле, на специальном сервере. "Аврора" обрабатывает данные в воздухе, причем целевым образом готовится к выполнению одной или двух миссий, то есть имеет специализированное применение. А у "Контура" 16 нейросетей, восемь из них нацелены на то, чтобы идентифицировать разного рода нарушения с воздуха и сообщать о них охране. Это разные продукты, с разной архитектурой.

- Какие планы относительно проекта?

- В данный момент "Аврора" - это хорошая платформа для запуска нейросетей и отладки алгоритмов. В планах ее совершенствование и создание новых модификаций.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
15 окт 2024
На ПАО «Ил» - ВАСО впервые изготовлен опытный, полностью композитный, воздухозаборник авиационного двигателя
15 окт 2024
Авиастроители Ростеха внедряют на производстве технологию для экономии металла
15 окт 2024
В МАИ разрабатывают линейку электродвигателей для грузовых беспилотников и аэротакси
15 окт 2024
Проводятся приемо-сдаточные испытания второго самолета-амфибии Бе-200ЧС для Алжира
15 окт 2024
Airbus в сентябре поставил 50 самолетов, с начала года - 497
15 окт 2024
Boeing отложит поставки новых лайнеров из-за забастовок и убытков
15 окт 2024
В США создадут самолет, который будет летать в три раза быстрее сверхзвукового "Конкорда"
14 окт 2024
ЦАТ Ростеха проведет первую всероссийскую конференцию по аддитивным технологиям
14 окт 2024
В МАИ планируют создать цифровое дело производства самолета к 2026 году
14 окт 2024
"У авиапредприятий большая загрузка". Сложный агрегат для МС-21 будут делать на дублирующем производстве
14 окт 2024
Министр обороны РФ Андрей Белоусов проинспектировал работу нового Центра перспективных беспилотных технологий Минобороны России
14 окт 2024
В России разработали концепт-проект нового авианосца
14 окт 2024
Прототип сверхзвукового пассажирского самолета обновил рекорд скорости
11 окт 2024
Названы уникальные характеристики российского истребителя Су-35
11 окт 2024
МАИ и КнААЗ расширяют сотрудничество
11 окт 2024
Завод «Сокол» прошел первый этап подготовки производства подкилевого отсека самолета МС-21
11 окт 2024
Ми-171А3 представили в версии Aurus
11 окт 2024
Заказы Airbus в сентябре выросли в пять раз к августу
11 окт 2024
В Сибири разработан многофункциональный двухметровый БПЛА самолетного типа
11 окт 2024
Boeing в январе-сентябре снизил поставки самолетов на 21%
11 окт 2024
Тайвань начал производство противорадиолокационных дронов дальностью 1 тыс. км
11 окт 2024
Сертификация, кадры и не только: в МАИ обсудили пути развития отрасли БАС
11 окт 2024
Экспериментальный украинский самолет Ан-178-100R перелетел в Польшу
10 окт 2024
"Калашников" запустил серийное производство БПЛА "Легионер"
15 окт 2024
«Туполев» запустил Инновационный конструкторский центр по модернизации Ту-214
15 окт 2024
Экосистема БАС: Технопарк ЦАГИ собрал профессионалов беспилотной отрасли для диалога и сотрудничества
15 окт 2024
КРЭТ и МГТУ им. Н.Э. Баумана запустят центр «ИнерТех» для разработки перспективных приборов
14 окт 2024
«РТ-Техприемка» проверила систему менеджмента качества хабаровского подразделения «Вертолетов России»
14 окт 2024
Ростех совместно с "Газпромом" представили вертолет бизнес-класса
14 окт 2024
ОДК и «Газпром» развивают сотрудничество по производству, обслуживанию и ремонту индустриальных двигателей
10 окт 2024
Российские авиастроители передали Минобороны России новые Су-34
10 окт 2024
Музей ОДК-СТАР стал дипломантом национальной премии
9 окт 2024
ОДК внедряет VR-технологии для обслуживания индустриальных двигателей
8 окт 2024
На Казанском авиазаводе запустили уникальное оборудование для изготовления крупногабаритных деталей
8 окт 2024
"Партизан" готовится к выполнению полетов в беспилотном режиме
8 окт 2024
Разработки ОДК-УМПО удостоены трех золотых медалей Международного салона «Новое время»
7 окт 2024
Главе Минпромторга России на Дне машиностроителя доложили об импортозамещении Ансата
7 окт 2024
Казанский вертолетный завод посетили Максим Орешкин и Антон Алиханов
7 окт 2024
Ученые ГосНИИАС разработали алгоритмы распознавания и обработки визуальной информации для обеспечения навигации летательных аппаратов
7 окт 2024
Раменское предприятие КРЭТ стало участником всероссийского конкурса трудоустройства молодежи
7 окт 2024
Предприятие КРЭТ открыло первый в Раменском центр юных инженеров «Первопроходец»
4 окт 2024
Заместитель Председателя Правительства РФ оценил актуальность научно-исследовательских разработок СибНИА
4 окт 2024
Ученые ГосНИИАС разработали метод для решения задач управления полетом перспективного сверхзвукового пассажирского самолета
4 окт 2024
ОДК-Сатурн признан лучшим промышленным предприятием Ярославской области
4 окт 2024
Студенты-целевики ОДК-Кузнецов прошли квест в новом конструкторском комплексе
4 окт 2024
Будущие инженеры ОДК-УМПО начали осваивать производство авиационных двигателей
3 окт 2024
ОДК подготовит IT-инженеров нового поколения для двигателестроения
2 окт 2024
Юрий Кондратьев назначен директором Комсомольского-на-Амуре авиационного завода ОАК
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».