Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 02.10.2024
Источник: Московский авиационный институт (МАИ)

ИИ в беспилотной авиации: разработчик рассказал о проекте умного дрона "Аврора-1МТ"

В Московском авиационном институте разработали беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Аврора-1МТ", который при помощи искусственного интеллекта способен обрабатывать информацию о наземных объектах непосредственно в воздухе. Для каких задач может быть использован беспилотник, какие перспективы он открывает перед разными отраслями и как еще его планируют усовершенствовать разработчики, рассказал заместитель директора IT-Центра МАИ Петр Ухов.
Фото: МАИ
- Петр, прежде всего хотелось бы представить вас: расскажите немного о себе и направлениях в IT-Центре МАИ, которые вы возглавляете.

- Я являюсь заместителем директора IT-Центра МАИ по исследованиям и разработкам. Организовываю работу нескольких проектных команд, которые состоят из студентов и преподавателей, научных сотрудников. Вместе мы решаем задачи, связанные с разработкой ПО - софтов для нейросетей, создаем различные веб-сервисы, в том числе касающиеся БЛА, занимаемся симуляторами полетов, визуализацией, полетными контроллерами, системами управления беспилотниками. Именно в работе с беспилотниками нам удалось объединить наши компетенции в области систем управления (автопилот) и систем, связанных с ИИ (наш опыт в нейросетях).

- В рамках стратегического проекта "Аэромобильность", который университет реализует как участник программы "Приоритет-2030", вы с командой разработали беспилотный летательный аппарат "Аврора-1МТ". Расскажите о вашей разработке: что собой представляет дрон?

- Это новый продукт. Хотя, конечно, и в России, и в мире есть дроны с использованием ИИ, которые применяются для разных целей. Но наш аппарат все же уникален: в нем есть собственный полетный контроллер, объединенный с бортовым вычислителем, стоит специальный процессор для решения задач ИИ. Этот летательный аппарат создали в Дирекции "Аэромобильность" МАИ, а наш IT-Центр для него создает ПО.

Мы с помощью полетного контроллера учим беспилотник правильно летать и выполнять фигуры высшего пилотажа, работать в автоматическом режиме, тренируем ИИ под разные задачи. А задач много: дефектоскопия, сельское хозяйство, поиск объектов. И БЛА может выполнять типовые действия автономно: найти объект (допустим, в сельском хозяйстве - сорняки), автоматически подлететь к нему, произвести съемку, отправить результат на наземную станцию или веб-сервис. С помощью модуля ИИ (вычислителя) можно определять любые объекты, осуществлять их подсчет (скажем, сосчитать, сколько капусты растет на поле), выполнять какие-то действия с камерой (зум, фокусировка), и все это в автоматическом режиме.

Мы создали своего рода летающую лабораторию, с помощью которой отрабатываем решения для разных задач. И в дальнейшем эта платформа с набором определенных решений может стать коммерческим продуктом.

- На каком этапе находится разработка?

- Есть ряд продуктов, работа над которыми завершена. То есть уже имеется ряд решений для определенных заказчиков: например, подсчет объектов в сельском хозяйстве, автоматический облет опор высоковольтных линий и съемка объектов интереса. Ну а другие продукты, как, например, поиск людей, идентификация автотехники, находятся в процессе разработки.

- Аппарат в перспективе может быть задействован в поисковых операциях?

- Да, верно. Мы участвовали в конкурсе Up Great 2023: в лесном массиве аппарат находил манекены, реальных людей, причем наполовину скрытых за деревьями, наносил информацию на карту, чтобы спасатели могли быстро до них добраться.

- Расскажите, пожалуйста, как этот БЛА ориентируется в пространстве, как устроена навигация.

- Сейчас он ориентируется по GPS-сигналу. В случае потери сигнала БЛА может осуществлять навигацию по видеокамере, чтобы в безопасном режиме вернуться на точку старта. Ну и поскольку навигационное поле иногда бывает нестабильным, мы разрабатываем систему автономной навигации.

- Реализация данного проекта - это реакция на тренд сегодняшнего дня: внедрение ИИ во все сферы нашей жизни, в том числе в беспилотные системы?

- ИИ применяется в разных сферах, и есть программы внедрения в авиации. И если основные сложности в применении ИИ в большой авиации связаны с нормативным регулированием, то в использовании технологии в беспилотниках есть важный нюанс - это размер летательного аппарата. Ведь размер беспилотника небольшой. Чтобы функционировала система ИИ, мы используем специальные графические вычислители. Их необходимо аккуратно разместить на борту, учесть, чтобы система не потребляла много энергии, работала быстро: для БЛА время, за которое нейросеть успевает обработать картинку с камеры, составляет около 20 миллисекунд, что позволяет использовать решение при определенных скоростях полета.

Наша идея заключается в том, чтобы не просто использовать нейросеть, а полноценно интегрировать систему на борт. Облегчение, ускорение работы ИИ - целый пласт задач, который мы решаем в рамках проекта вот уже два года.

- А если говорить про коммерциализацию проекта?

- "Аврору-1МТ" разрабатывают студенты и научные сотрудники. Основная задача - отладка процессов, обучение студентов, а коммерция и массовое производство - это скорее на перспективу. Наш приоритет - это обучение и подготовка элиты инженерных кадров.

В нашей стране пока не готова система управления воздушным движением с участием беспилотников, есть нормативные ограничения, достаточно продолжительна процедура сертификации, получения разрешения на полеты. Все это еще предстоит решить, чтобы беспилотники над нами летали, не падали, были безопасны и решали свои задачи.

- И тем не менее, кто ваши потенциальные клиенты?

- Это такие отрасли, как сельское хозяйство, надзорные органы, строительство.

- Что сегодня умеет аппарат? Чему планируете обучить?

- В первую очередь, стоит задача автономной навигации, планируем расширить перечень нейросетей, которые могут работать на борту, и соответствующих алгоритмов управления. Обсуждаем с одним из регионов интересную задачу в области сельского хозяйства: идентификацию вредителей на полях. А если говорить о том, что умеет наш дрон, то это выполнение автономных миссий и решение конкретных задач: облет каких-либо объектов (телеграфные столбы, высоковольтные мачты, объекты в области строительства).

- Как обычно проходят испытания?

- Сначала готовятся гипотезы, проходит тестирование на симуляторах, затем - предполетная подготовка и тестирование беспилотника на земле. Ну а после этого выезжаем на наш аэродром Алферьево, где ставим летный эксперимент. Так проверяются и оборудование, и железо, и ПО. После этого с беспилотника снимаем полетные логи и анализируем их в лаборатории: как отработали сеть, полетный контроллер, соответствующие подсистемы. Смотрим, где можно улучшить и ускорить.

- "Аврора-1МТ" - это следующее поколение по сравнению с системой "Контур", верно? В чем отличие?

- "Аврора" - более автономный аппарат. А "Контур" задуман как беспилотник-охранник, который летает на небольшом удалении от объекта. Потому и работают они по-разному. Вся обработка у "Контура" осуществляется на земле, на специальном сервере. "Аврора" обрабатывает данные в воздухе, причем целевым образом готовится к выполнению одной или двух миссий, то есть имеет специализированное применение. А у "Контура" 16 нейросетей, восемь из них нацелены на то, чтобы идентифицировать разного рода нарушения с воздуха и сообщать о них охране. Это разные продукты, с разной архитектурой.

- Какие планы относительно проекта?

- В данный момент "Аврора" - это хорошая платформа для запуска нейросетей и отладки алгоритмов. В планах ее совершенствование и создание новых модификаций.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
24 мар 2025
Владимир Путин поручил утвердить план обеспечения потребностей России в беспилотниках
24 мар 2025
Сотрудники ОАК посетили Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова
24 мар 2025
Владимир Путин поручил выработать предложения по проектному офису для развития БАС
24 мар 2025
Superjet с двигателями ПД-8 выполнил второй испытательный полет
24 мар 2025
Китай впервые сертифицировал использование беспилотных вертолетов «TD550D»
24 мар 2025
Эксперт де Латтр рассказал, куда могут экспортировать самолеты Superjet и МС-21
21 мар 2025
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
21 мар 2025
Ульяновская область вливается в ряды тех, кто активно производит БПЛА
21 мар 2025
Ростех внедряет на своих предприятиях автоматизированную систему защиты от контрафакта
21 мар 2025
В чемпионате Ростеха «Время первых» примут участие 1800 человек
21 мар 2025
В Севастополе кластер высоких технологий займется разработкой БПЛА и микроэлектроники
21 мар 2025
Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев предложил создать Союз производителей и разработчиков БАС
20 мар 2025
Иркутский авиационный завод будет обновлен
20 мар 2025
СТАН импортозаместил производство ключевых компонентов для авиационных станков
20 мар 2025
Россия вложит 1 млрд рублей в разработку материалов для собственных самолетов и БПЛА
20 мар 2025
Испытания мини-образцов композитов ускорят создание самолетов
20 мар 2025
В России создали учебный квадрокоптер для отработки роевого взаимодействия
19 мар 2025
Денис Мантуров: технический облик самолета "Освей" должен быть готов в апреле
19 мар 2025
Система посадки для легкой авиации от Ростеха прошла летные испытания
19 мар 2025
В Таганроге на новые самолеты-амфибии будут устанавливать отечественные двигатели ПД-8
19 мар 2025
Сергей Чемезов: России до 2030 года нужно произвести около 200 самолетов
19 мар 2025
Денис Мантуров: программу развития авиапрома России могут обновить в конце года
19 мар 2025
Ростех рассчитывает на запуск в серию SSJ с российским двигателем в начале 2026 года
19 мар 2025
Пермские ученые нашли факторы, влияющие на разрушение деталей при жесткой посадке самолета
24 мар 2025
ЦИАМ представил в ИКАО предложения России по международным экологическим нормам
24 мар 2025
Штурмовая авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
21 мар 2025
Эксперты обсудили перспективы цифровизации авиастроительной отрасли
21 мар 2025
XVIII Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2025)
21 мар 2025
Сотрудник тамбовского предприятия КРЭТ разработал методику контроля очистки воздуха для космических станций
20 мар 2025
Перспективы развития отечественного двигателестроения обсудят на международном форуме в Рыбинске
19 мар 2025
Разработки ОДК-УМПО представлены на Международном салоне изобретений «Архимед-2025»
17 мар 2025
Самолет «Суперджет» с двигателями ПД-8 совершил первый полет
17 мар 2025
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Вадимом Бадехой
17 мар 2025
Истребительная авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
14 мар 2025
Студенты-целевики московского предприятия ОДК изучили цифровое проектирование в ЦИАМ
13 мар 2025
Цифровизацию российской авиационной отрасли обсудили на конференции «АвиаЦифра 2025»
13 мар 2025
Слет молодежи ОДК-Сатурн объединил более 200 молодых специалистов
12 мар 2025
Корпоративный университет ЦАГИ отмечает 15-летие
12 мар 2025
В ГосНИИАС подвели итоги ежегодного конкурса научных работ среди аспирантов и молодых специалистов
12 мар 2025
В финал конкурса «Построй карьеру в ОДК» прошел пермский школьник
11 мар 2025
Глава ОАК и губернатор Ульяновской области обсудили развитие социальных программ для сотрудников Авиастара
11 мар 2025
На сайте ГосНИИАС открыт медиапроект, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
11 мар 2025
ОДК наращивает выпуск индустриальных двигателей для ТЭК
10 мар 2025
Сотрудницы КВЗ стали заслуженными машиностроителями Республики Татарстан
7 мар 2025
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник ознакомился с техническими решениями ГосНИИАС по человеко-машинному взаимодействию
7 мар 2025
Генеральный директор ЦИАМ выступил на отчетном собрании Академии наук авиации и воздухоплавания
7 мар 2025
Сотрудники предприятия ПК «Салют» рассказали о возможностях целевого обучения в вузах и колледжах
6 мар 2025
ОДК внедрила систему управления знаниями на базе отечественного решения VK Tech
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».