Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 31.10.2024
Источник: "АвиаПорт.Ru"

Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК

"Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) является традиционным участником Международного форума двигателестроения. Раз в два года корпорация использует эту представительную и авторитетную отраслевую площадку для того, чтобы познакомить со своими достижениями за минувший период и обозначить планы на будущее. Не стал исключением и 2024 год. Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин в ходе Форума рассказал о целях корпорации, перспективах рынка газотурбинного двигателестроения и смежных рынков, вызовах, стоящих перед отраслью, и мероприятиях, реализуемых ОДК для парирования рисков.
Фото: Pinterest
Формула успеха для перехода от спада к развитию

Укрупнённо формулу успеха на высококонкурентном рынке газотурбинного двигателестроения Ю. Шмотин охарактеризовал как "рынок – технологии – кадры". По мнению российского делового и научного сообщества, газотурбинные технологии будут актуальны при создании магистральных самолётов на горизонте до 2050 года, несмотря на то что электрические и гибридные силовые установки, по мере совершенствования решений в области накопления энергии, будут увеличивать своё применение в авиации. Создание двигателей следующего поколения должно опираться на новые материалы и технологии, и это является непреложной истиной. Более того, готовность технологий, подтверждение их жизнеспособности в составе двигателя-демонстратора является обязательным условием для быстрого создания новых двигателей.

Кадровая проблема острее всего проявилась в конструкторских подразделениях, именно они в 1990-2000-е годы понесли наибольшие потери как в количестве, так и в качестве работников. В считанные годы численность занятых в двигателестроении сократилась с пиковых 170 тысяч работников до 75 тысяч человек. В конструкторских подразделениях обвал был ещё более ощутимым – с 12 тысяч до 2,5 тысяч работников. При этом сопоставимые потери понесли и отраслевые институты, институты академической науки, задействованные в решении проблем газотурбинного двигателестроения. Сегодня отрасль активно восстанавливает свой кадровый потенциал и динамично развивает производственные площадки, насыщая их современным высокотехнологичным оборудованием, внедряя передовые технологии, осуществляя автоматизацию и информатизацию.

Сейчас ОДК – это 17 крупных производственных предприятий и конструкторских бюро. Корпорация объединяет профессионалов, обладающими компетенциями по всему жизненному циклу изделий – от исследований и проектирования до производства и послепродажного обслуживания. Если говорить о продуктовой линейке, то уже сегодня она включает двигатели для самолётов, вертолётов, малоразмерные двигатели, наземные и морские газотурбинные установки и агрегаты. И по объёму выпуска товарной продукции ОДК уже превысила пиковые показатели, которые были у отрасли в СССР на пике развития – в 1980-е годы.

По словам Ю. Шмотина, сегодня отрасль находится в беспрецедентных условиях освоения новых технологий и материалов и постановки на производство новых изделий. Потребность в новых двигателях, которые пройдут сертификацию в 2024 и 2025 годах, а также были сертифицированы в предыдущие периоды, сформировала масштабную производственную программу. "На самом деле никогда еще такого вызова перед отраслью двигателестроения не было", - констатировал генеральный конструктор ОДК.

Сложность задач, стоящих перед ОДК, определяется не только их масштабностью, но и рядом барьеров, которые необходимо преодолеть. О двух барьерах, технологическом и кадровом, а также о том, как ОДК планирует их "перешагнуть", замглавы корпорации рассказал подробнее.

Рынки и компетенции

Прежде чем говорить о преодолении барьеров, важно оценить рынок в целом и определиться, в каких направлениях следует развивать бизнес. Изучение потенциала рынка газотурбинных двигателей и установок, а также смежных отраслей, позволило ОДК сформировать стратегию, в рамках которой дополнительно к существующим направлениям бизнеса добавятся новые, имеющие потенциал для быстрого роста. Это такие направления как гибридные и электрические силовые установки, поршневые двигатели, микротурбины. Двигатели для гражданской авиации, представленные в продуктовой линейке такими проектами как ПД-8, ПД-14, ПС-90А и двигатель-демонстратор технологий ПД-35, отнесены к зоне быстрого роста, которой уделяется особое внимание. Зоной устойчивости определены двигатели для авиации, двигатели морского применения и двигатели для космических ракет.

Более подробно Ю. Шмотин остановился на таком перспективном направлении как электрические и гибридные силовые установки. По его словам, ОДК совместно с отраслевыми институтами провели исследования, результаты которых показывают: на горизонте до 2050 года газотурбинные двигатели будут безальтернативны для крупных региональных, средне- и дальнемагистральных самолётов, и барьером для внедрения электрических силовых установок будут накопители электроэнергии. При современном уровне развития накопителей энергии электрическая силовая установка для самолёта размерности МС-21-310 потребовала бы установки аккумуляторных батарей массой 170 тонн. В то же время, достигнутый сегодня уровень развития технологий позволяет создавать конкурентоспособные воздушные суда с силовой установкой с показателями 700 кВт на час полёта. Гибридизация силовой установки позволяет существенно увеличить продолжительность полёта, пусть и ценой усложнения конструкции. Однако и в этом случае возможно получение конкурентных преимуществ в сравнении с традиционной силовой установкой.

Также Ю. Шмотин рассказал о планах по диверсификации производства. Речь идёт о том, чтобы, опираясь на освоенные передовые технологии, адаптировать их для смежных отраслей экономики, масштабировать производство и за счёт этого улучшать финансовые показатели корпорации и повышать её устойчивость. "Очень важно, чтобы эти компетенции [аддитивные технологии, выпуск изделий из полимерных композиционных материалов и т.д. – "АвиаПорт"], которые созданы в интересах двигателестроения, находили применение и в других отраслях. Сложный вопрос с точки зрения экономики, поскольку вхождение в авиацию стоит в 10 раз дороже, чем в другие отрасли. Потребуется адаптация технологий под другое применение", - уточнил генеральный конструктор корпорации. Говоря о новых рыночных сегментах, он назвал малоразмерные газотурбинные двигатели, газотурбинные установки большой мощности как на базе ГТД-110, так и на базе новых решений. И, конечно, ОДК рассчитывает наращивать поставки в интересах топливно-энергетического комплекса. Речь идёт не только о производстве газотурбинных двигателей и их пэкиджировании, но и о выпуске турбокомпрессоров, турбогенераторов. В перспективе рассматривается возможность перехода от продажи продукции к продаже услуг.

По мнению заместителя генерального директора ОДК, для устойчивого развития корпорации недостаточно опираться только на внутренний рынок Российской Федерации. Да, в среднесрочной перспективе удовлетворение спроса в сегменте гражданского двигателестроения потребует предельной концентрации ресурсов, однако впоследствии нужно будет осуществлять экспансию и на внешние рынки. При этом, чтобы говорить об экспорте, нужно сначала подтвердить эффективность эксплуатации продукции на внутреннем рынке. Также для обеспечения экспорта важно сфокусировать меры поддержки на обеспечении конкурентоспособности с первых продаж, включая формирование пула подменных двигателей, управление затратами, трудоёмкостью, материалоёмкостью, стоимостью жизненного цикла изделий. Кроме того, для ряда программ характерны всплески и спады спроса, поэтому необходимо иметь горизонт планирования поставок и загрузки мощностей на 10-15 лет вперёд, иначе ритмично загружать производство едва ли возможно.

Мировой рынок постепенно трансформируется: сегодня технологиями создания летательных аппаратов обладает уже более 20 государств, и количество участников этого престижного клуба расширяется. Что же касается разработки и производства авиадвигателей, то пул стран, обладающих соответствующими технологиями, расширяется гораздо медленнее – за минувшее десятилетие в него вступил только Китай. Тем не менее, многие страны стремятся сформировать компетенции в этой области, и поэтому для российских двигателестроителей остаётся открытым окно возможностей по развитию международного сотрудничества. Важно лишь скорректировать вектор, изменить модель продаж. От прямой поставки продукции следует перейти к партнёрским взаимоотношениям с компаниями на тех рынках, где мы хотим быть представлены.

Новые материалы и технологии для новых двигателей

Роль опережающего научно-технического задела в создании новых двигателей генеральный конструктор ОДК определил ёмкой фразой: "Если нет новых материалов, нет новых технологий – невозможно говорить о новых двигателях!" Приоритеты технологического развития в ОДК уже определены, в частности, подготовлена к утверждению Комплексная программа развития технологий авиационного двигателестроения. Для перехода к каждому новому поколению двигателей требуется разработка новых материалов и технологий. К примеру, степень двухконтурности двигателей для гражданской авиации от 3 к 5 поколению увеличилась с 2 до 9. Такой рывок был бы невозможен без освоения соответствующих технологий. Если в третьем поколении использовались лопатки вентилятора с бандажными полками, снижавшими КПД вентилятора, то впоследствии были освоены широкохордные лопатки, а для их облегчения сначала была разработана технология полых лопаток вентилятора, а затем и лопаток из полимерных композиционных материалов. Не меньший прогресс достигнут и по другим узлам.

Как сообщалось ранее, при создании двигателя ПД-14 было разработано 16 критических технологий, разработано 17 новых материалов и три принципиально новых покрытия. Ещё больший объём работ выполняется в рамках создания двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Сейчас ведётся разработка по 19 критическим технологиям, "ОДК-Авиадвигатель" инициировал работы по двадцатой технологии – ускоренной доводки двигателей с использованием рентгеноскопии, что позволит на работающем на стенде двигателе проводить замеры зазоров между роторными и статорными деталями, в том числе на переменных режимах, оценивать температуру и напряжённое состояние вращающихся деталей. Также для создания ПД-35 предстоит завершить разработку 13 новых материалов и трёх новых покрытий. Аналогичный набор критических технологий сформирован и осваивается по вертолётным двигателям. Эта работа идёт в тесном взаимодействии ОДК с отраслевыми и академическими институтами, ведущими учебными заведениями. Принципиально важно, подчеркнул Ю. Шмотин, что технологии, которые включены в третий этап программы развития критических технологий, обеспечат создание двигателей следующего поколения, которые должны появиться на рубеже после 2030 года.

Три пути решения кадрового вопроса

Отдельно генеральный конструктор ОДК остановился на путях решения кадрового вопроса. По его словам, сейчас корпорация сконцентрировала усилия на трёх ключевых направлениях. Во-первых, в каждом регионе, где присутствуют крупные предприятия ОДК, создаются Учебно-производственные центры (УПЦ), которые обучают как рабочих этих предприятий, так и взаимодействуют со средними учебными заведениями – училищами, колледжами, техникумами. На выходе из УПЦ выпускники получают от пяти до семи специальностей, причём уровень их знаний и навыков позволяет сразу включаться в работу на предприятиях.

В части базового образования основным направлением является подготовка специалистов в рамках программы "Крылья Ростеха". Особенность проекта в том, что по прошествии шести лет обучения на предприятия приходят специалисты с полным набором знаний, навыков, компетенций. Они владеют необходимым инструментарием для участия в разработке новых изделий. Сегодня в интересах ОДК в восьми вузах проходят обучение более тысячи студентов. Лидер – Московский авиационный институт, чьи опыт и практика масштабируются на другие учебные заведения.

Наконец, большие перспективы имеет проект по созданию Передовых инженерных школ, инициированный Правительством Российской Федерации. Сегодня ОДК выступает индустриальным партнёром девяти высших учебных заведений, в которых реализуется 12 программ подготовки магистров и 20 программ дополнительного профессионального образования. Создано 24 образовательных пространства. В рамках проекта ОДК совместно с вузами выращивает команды, способные выполнять работы с применением новых инструментов и решать новые технологические задачи.

Сегодня ОДК прорабатывает пути своего развития до 2050 года, это гораздо дальше, чем во многих других отраслях. Но такой далёкий взгляд – насущная необходимость. "Двигатели имеют наибольший цикл разработки и в наибольшей степени нуждаются в долгосрочном стратегическом планировании", - напомнил Ю. Шмотин. Именно поэтому двигателестроению необходимо уделять повышенное внимание в рамках государственной промышленной политики, заключил он.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
24 мар 2025
Владимир Путин поручил утвердить план обеспечения потребностей России в беспилотниках
24 мар 2025
Сотрудники ОАК посетили Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова
24 мар 2025
Владимир Путин поручил выработать предложения по проектному офису для развития БАС
24 мар 2025
Superjet с двигателями ПД-8 выполнил второй испытательный полет
24 мар 2025
Китай впервые сертифицировал использование беспилотных вертолетов «TD550D»
24 мар 2025
Эксперт де Латтр рассказал, куда могут экспортировать самолеты Superjet и МС-21
21 мар 2025
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
21 мар 2025
Ульяновская область вливается в ряды тех, кто активно производит БПЛА
21 мар 2025
Ростех внедряет на своих предприятиях автоматизированную систему защиты от контрафакта
21 мар 2025
В чемпионате Ростеха «Время первых» примут участие 1800 человек
21 мар 2025
В Севастополе кластер высоких технологий займется разработкой БПЛА и микроэлектроники
21 мар 2025
Губернатор Самарской области Вячеслав Федорищев предложил создать Союз производителей и разработчиков БАС
20 мар 2025
Иркутский авиационный завод будет обновлен
20 мар 2025
СТАН импортозаместил производство ключевых компонентов для авиационных станков
20 мар 2025
Россия вложит 1 млрд рублей в разработку материалов для собственных самолетов и БПЛА
20 мар 2025
Испытания мини-образцов композитов ускорят создание самолетов
20 мар 2025
В России создали учебный квадрокоптер для отработки роевого взаимодействия
19 мар 2025
Денис Мантуров: технический облик самолета "Освей" должен быть готов в апреле
19 мар 2025
Система посадки для легкой авиации от Ростеха прошла летные испытания
19 мар 2025
В Таганроге на новые самолеты-амфибии будут устанавливать отечественные двигатели ПД-8
19 мар 2025
Сергей Чемезов: России до 2030 года нужно произвести около 200 самолетов
19 мар 2025
Денис Мантуров: программу развития авиапрома России могут обновить в конце года
19 мар 2025
Ростех рассчитывает на запуск в серию SSJ с российским двигателем в начале 2026 года
19 мар 2025
Пермские ученые нашли факторы, влияющие на разрушение деталей при жесткой посадке самолета
24 мар 2025
ЦИАМ представил в ИКАО предложения России по международным экологическим нормам
24 мар 2025
Штурмовая авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
21 мар 2025
Эксперты обсудили перспективы цифровизации авиастроительной отрасли
21 мар 2025
XVIII Всероссийская мультиконференция по проблемам управления (МКПУ-2025)
21 мар 2025
Сотрудник тамбовского предприятия КРЭТ разработал методику контроля очистки воздуха для космических станций
20 мар 2025
Перспективы развития отечественного двигателестроения обсудят на международном форуме в Рыбинске
19 мар 2025
Разработки ОДК-УМПО представлены на Международном салоне изобретений «Архимед-2025»
17 мар 2025
Самолет «Суперджет» с двигателями ПД-8 совершил первый полет
17 мар 2025
Встреча Михаила Мишустина с генеральным директором ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Вадимом Бадехой
17 мар 2025
Истребительная авиация: новая публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
14 мар 2025
Студенты-целевики московского предприятия ОДК изучили цифровое проектирование в ЦИАМ
13 мар 2025
Цифровизацию российской авиационной отрасли обсудили на конференции «АвиаЦифра 2025»
13 мар 2025
Слет молодежи ОДК-Сатурн объединил более 200 молодых специалистов
12 мар 2025
Корпоративный университет ЦАГИ отмечает 15-летие
12 мар 2025
В ГосНИИАС подвели итоги ежегодного конкурса научных работ среди аспирантов и молодых специалистов
12 мар 2025
В финал конкурса «Построй карьеру в ОДК» прошел пермский школьник
11 мар 2025
Глава ОАК и губернатор Ульяновской области обсудили развитие социальных программ для сотрудников Авиастара
11 мар 2025
На сайте ГосНИИАС открыт медиапроект, посвященный 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
11 мар 2025
ОДК наращивает выпуск индустриальных двигателей для ТЭК
10 мар 2025
Сотрудницы КВЗ стали заслуженными машиностроителями Республики Татарстан
7 мар 2025
Заслуженный пилот РФ Юрий Сытник ознакомился с техническими решениями ГосНИИАС по человеко-машинному взаимодействию
7 мар 2025
Генеральный директор ЦИАМ выступил на отчетном собрании Академии наук авиации и воздухоплавания
7 мар 2025
Сотрудники предприятия ПК «Салют» рассказали о возможностях целевого обучения в вузах и колледжах
6 мар 2025
ОДК внедрила систему управления знаниями на базе отечественного решения VK Tech
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».