Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 31.10.2024
Источник: "АвиаПорт.Ru"

Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК

"Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК, входит в Госкорпорацию Ростех) является традиционным участником Международного форума двигателестроения. Раз в два года корпорация использует эту представительную и авторитетную отраслевую площадку для того, чтобы познакомить со своими достижениями за минувший период и обозначить планы на будущее. Не стал исключением и 2024 год. Заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин в ходе Форума рассказал о целях корпорации, перспективах рынка газотурбинного двигателестроения и смежных рынков, вызовах, стоящих перед отраслью, и мероприятиях, реализуемых ОДК для парирования рисков.
Фото: Pinterest
Формула успеха для перехода от спада к развитию

Укрупнённо формулу успеха на высококонкурентном рынке газотурбинного двигателестроения Ю. Шмотин охарактеризовал как "рынок – технологии – кадры". По мнению российского делового и научного сообщества, газотурбинные технологии будут актуальны при создании магистральных самолётов на горизонте до 2050 года, несмотря на то что электрические и гибридные силовые установки, по мере совершенствования решений в области накопления энергии, будут увеличивать своё применение в авиации. Создание двигателей следующего поколения должно опираться на новые материалы и технологии, и это является непреложной истиной. Более того, готовность технологий, подтверждение их жизнеспособности в составе двигателя-демонстратора является обязательным условием для быстрого создания новых двигателей.

Кадровая проблема острее всего проявилась в конструкторских подразделениях, именно они в 1990-2000-е годы понесли наибольшие потери как в количестве, так и в качестве работников. В считанные годы численность занятых в двигателестроении сократилась с пиковых 170 тысяч работников до 75 тысяч человек. В конструкторских подразделениях обвал был ещё более ощутимым – с 12 тысяч до 2,5 тысяч работников. При этом сопоставимые потери понесли и отраслевые институты, институты академической науки, задействованные в решении проблем газотурбинного двигателестроения. Сегодня отрасль активно восстанавливает свой кадровый потенциал и динамично развивает производственные площадки, насыщая их современным высокотехнологичным оборудованием, внедряя передовые технологии, осуществляя автоматизацию и информатизацию.

Сейчас ОДК – это 17 крупных производственных предприятий и конструкторских бюро. Корпорация объединяет профессионалов, обладающими компетенциями по всему жизненному циклу изделий – от исследований и проектирования до производства и послепродажного обслуживания. Если говорить о продуктовой линейке, то уже сегодня она включает двигатели для самолётов, вертолётов, малоразмерные двигатели, наземные и морские газотурбинные установки и агрегаты. И по объёму выпуска товарной продукции ОДК уже превысила пиковые показатели, которые были у отрасли в СССР на пике развития – в 1980-е годы.

По словам Ю. Шмотина, сегодня отрасль находится в беспрецедентных условиях освоения новых технологий и материалов и постановки на производство новых изделий. Потребность в новых двигателях, которые пройдут сертификацию в 2024 и 2025 годах, а также были сертифицированы в предыдущие периоды, сформировала масштабную производственную программу. "На самом деле никогда еще такого вызова перед отраслью двигателестроения не было", - констатировал генеральный конструктор ОДК.

Сложность задач, стоящих перед ОДК, определяется не только их масштабностью, но и рядом барьеров, которые необходимо преодолеть. О двух барьерах, технологическом и кадровом, а также о том, как ОДК планирует их "перешагнуть", замглавы корпорации рассказал подробнее.

Рынки и компетенции

Прежде чем говорить о преодолении барьеров, важно оценить рынок в целом и определиться, в каких направлениях следует развивать бизнес. Изучение потенциала рынка газотурбинных двигателей и установок, а также смежных отраслей, позволило ОДК сформировать стратегию, в рамках которой дополнительно к существующим направлениям бизнеса добавятся новые, имеющие потенциал для быстрого роста. Это такие направления как гибридные и электрические силовые установки, поршневые двигатели, микротурбины. Двигатели для гражданской авиации, представленные в продуктовой линейке такими проектами как ПД-8, ПД-14, ПС-90А и двигатель-демонстратор технологий ПД-35, отнесены к зоне быстрого роста, которой уделяется особое внимание. Зоной устойчивости определены двигатели для авиации, двигатели морского применения и двигатели для космических ракет.

Более подробно Ю. Шмотин остановился на таком перспективном направлении как электрические и гибридные силовые установки. По его словам, ОДК совместно с отраслевыми институтами провели исследования, результаты которых показывают: на горизонте до 2050 года газотурбинные двигатели будут безальтернативны для крупных региональных, средне- и дальнемагистральных самолётов, и барьером для внедрения электрических силовых установок будут накопители электроэнергии. При современном уровне развития накопителей энергии электрическая силовая установка для самолёта размерности МС-21-310 потребовала бы установки аккумуляторных батарей массой 170 тонн. В то же время, достигнутый сегодня уровень развития технологий позволяет создавать конкурентоспособные воздушные суда с силовой установкой с показателями 700 кВт на час полёта. Гибридизация силовой установки позволяет существенно увеличить продолжительность полёта, пусть и ценой усложнения конструкции. Однако и в этом случае возможно получение конкурентных преимуществ в сравнении с традиционной силовой установкой.

Также Ю. Шмотин рассказал о планах по диверсификации производства. Речь идёт о том, чтобы, опираясь на освоенные передовые технологии, адаптировать их для смежных отраслей экономики, масштабировать производство и за счёт этого улучшать финансовые показатели корпорации и повышать её устойчивость. "Очень важно, чтобы эти компетенции [аддитивные технологии, выпуск изделий из полимерных композиционных материалов и т.д. – "АвиаПорт"], которые созданы в интересах двигателестроения, находили применение и в других отраслях. Сложный вопрос с точки зрения экономики, поскольку вхождение в авиацию стоит в 10 раз дороже, чем в другие отрасли. Потребуется адаптация технологий под другое применение", - уточнил генеральный конструктор корпорации. Говоря о новых рыночных сегментах, он назвал малоразмерные газотурбинные двигатели, газотурбинные установки большой мощности как на базе ГТД-110, так и на базе новых решений. И, конечно, ОДК рассчитывает наращивать поставки в интересах топливно-энергетического комплекса. Речь идёт не только о производстве газотурбинных двигателей и их пэкиджировании, но и о выпуске турбокомпрессоров, турбогенераторов. В перспективе рассматривается возможность перехода от продажи продукции к продаже услуг.

По мнению заместителя генерального директора ОДК, для устойчивого развития корпорации недостаточно опираться только на внутренний рынок Российской Федерации. Да, в среднесрочной перспективе удовлетворение спроса в сегменте гражданского двигателестроения потребует предельной концентрации ресурсов, однако впоследствии нужно будет осуществлять экспансию и на внешние рынки. При этом, чтобы говорить об экспорте, нужно сначала подтвердить эффективность эксплуатации продукции на внутреннем рынке. Также для обеспечения экспорта важно сфокусировать меры поддержки на обеспечении конкурентоспособности с первых продаж, включая формирование пула подменных двигателей, управление затратами, трудоёмкостью, материалоёмкостью, стоимостью жизненного цикла изделий. Кроме того, для ряда программ характерны всплески и спады спроса, поэтому необходимо иметь горизонт планирования поставок и загрузки мощностей на 10-15 лет вперёд, иначе ритмично загружать производство едва ли возможно.

Мировой рынок постепенно трансформируется: сегодня технологиями создания летательных аппаратов обладает уже более 20 государств, и количество участников этого престижного клуба расширяется. Что же касается разработки и производства авиадвигателей, то пул стран, обладающих соответствующими технологиями, расширяется гораздо медленнее – за минувшее десятилетие в него вступил только Китай. Тем не менее, многие страны стремятся сформировать компетенции в этой области, и поэтому для российских двигателестроителей остаётся открытым окно возможностей по развитию международного сотрудничества. Важно лишь скорректировать вектор, изменить модель продаж. От прямой поставки продукции следует перейти к партнёрским взаимоотношениям с компаниями на тех рынках, где мы хотим быть представлены.

Новые материалы и технологии для новых двигателей

Роль опережающего научно-технического задела в создании новых двигателей генеральный конструктор ОДК определил ёмкой фразой: "Если нет новых материалов, нет новых технологий – невозможно говорить о новых двигателях!" Приоритеты технологического развития в ОДК уже определены, в частности, подготовлена к утверждению Комплексная программа развития технологий авиационного двигателестроения. Для перехода к каждому новому поколению двигателей требуется разработка новых материалов и технологий. К примеру, степень двухконтурности двигателей для гражданской авиации от 3 к 5 поколению увеличилась с 2 до 9. Такой рывок был бы невозможен без освоения соответствующих технологий. Если в третьем поколении использовались лопатки вентилятора с бандажными полками, снижавшими КПД вентилятора, то впоследствии были освоены широкохордные лопатки, а для их облегчения сначала была разработана технология полых лопаток вентилятора, а затем и лопаток из полимерных композиционных материалов. Не меньший прогресс достигнут и по другим узлам.

Как сообщалось ранее, при создании двигателя ПД-14 было разработано 16 критических технологий, разработано 17 новых материалов и три принципиально новых покрытия. Ещё больший объём работ выполняется в рамках создания двигателя-демонстратора технологий ПД-35. Сейчас ведётся разработка по 19 критическим технологиям, "ОДК-Авиадвигатель" инициировал работы по двадцатой технологии – ускоренной доводки двигателей с использованием рентгеноскопии, что позволит на работающем на стенде двигателе проводить замеры зазоров между роторными и статорными деталями, в том числе на переменных режимах, оценивать температуру и напряжённое состояние вращающихся деталей. Также для создания ПД-35 предстоит завершить разработку 13 новых материалов и трёх новых покрытий. Аналогичный набор критических технологий сформирован и осваивается по вертолётным двигателям. Эта работа идёт в тесном взаимодействии ОДК с отраслевыми и академическими институтами, ведущими учебными заведениями. Принципиально важно, подчеркнул Ю. Шмотин, что технологии, которые включены в третий этап программы развития критических технологий, обеспечат создание двигателей следующего поколения, которые должны появиться на рубеже после 2030 года.

Три пути решения кадрового вопроса

Отдельно генеральный конструктор ОДК остановился на путях решения кадрового вопроса. По его словам, сейчас корпорация сконцентрировала усилия на трёх ключевых направлениях. Во-первых, в каждом регионе, где присутствуют крупные предприятия ОДК, создаются Учебно-производственные центры (УПЦ), которые обучают как рабочих этих предприятий, так и взаимодействуют со средними учебными заведениями – училищами, колледжами, техникумами. На выходе из УПЦ выпускники получают от пяти до семи специальностей, причём уровень их знаний и навыков позволяет сразу включаться в работу на предприятиях.

В части базового образования основным направлением является подготовка специалистов в рамках программы "Крылья Ростеха". Особенность проекта в том, что по прошествии шести лет обучения на предприятия приходят специалисты с полным набором знаний, навыков, компетенций. Они владеют необходимым инструментарием для участия в разработке новых изделий. Сегодня в интересах ОДК в восьми вузах проходят обучение более тысячи студентов. Лидер – Московский авиационный институт, чьи опыт и практика масштабируются на другие учебные заведения.

Наконец, большие перспективы имеет проект по созданию Передовых инженерных школ, инициированный Правительством Российской Федерации. Сегодня ОДК выступает индустриальным партнёром девяти высших учебных заведений, в которых реализуется 12 программ подготовки магистров и 20 программ дополнительного профессионального образования. Создано 24 образовательных пространства. В рамках проекта ОДК совместно с вузами выращивает команды, способные выполнять работы с применением новых инструментов и решать новые технологические задачи.

Сегодня ОДК прорабатывает пути своего развития до 2050 года, это гораздо дальше, чем во многих других отраслях. Но такой далёкий взгляд – насущная необходимость. "Двигатели имеют наибольший цикл разработки и в наибольшей степени нуждаются в долгосрочном стратегическом планировании", - напомнил Ю. Шмотин. Именно поэтому двигателестроению необходимо уделять повышенное внимание в рамках государственной промышленной политики, заключил он.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
2 ноя 2024
Доцент СКИ РАНХиГС о развитии авиационно-строительного сектора
2 ноя 2024
Тюменцы создали для бойцов спецоперации дрон "Муравей"
2 ноя 2024
Ручная сборка
2 ноя 2024
На Иркутском авиазаводе скоро запустят в серию пассажирский суперлайнер МС-21 целиком из отечественных деталей и комплектующих
2 ноя 2024
Более миллиона рублей распределит УЗГА между победителями Инженерного чемпионата
2 ноя 2024
Совместная лаборатория НГУ и СибНИА начнет работу до конца 2024 года
2 ноя 2024
МАИ и РГРТУ имени В. Ф. Уткина обсудили перспективы сотрудничества
1 ноя 2024
Управляющий директор "Туполева" озвучил приоритеты в модернизации
1 ноя 2024
Депутат Гутенев: Выпуск самолетов МС-21 наладят в 2025 году
1 ноя 2024
В Астрахани начнут производить беспилотники
1 ноя 2024
Коллектив СибНИА наградили в номинации «Лучший инновационный проект» на конкурсе «Авиастроитель года»
1 ноя 2024
Чистая прибыль Airbus в январе-сентябре снизилась на 23% – до 1,8 млрд евро
1 ноя 2024
Дети и подростки с ОВЗ посетили Иркутский авиазавод
31 окт 2024
МАИ и Кызылординский университет имени Коркыт ата готовят к запуску новые совместные программы
31 окт 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
31 окт 2024
Ростех импортозаместил системы управления и автопилота на Ансате
31 окт 2024
В Индии открылся индо-испанский завод по производству самолетов
31 окт 2024
Первый белорусский самолет сойдет с конвейера в 2026 году
31 окт 2024
В филиале РТУ МИРЭА во Фрязино студентов обучат собирать БПЛА
30 окт 2024
Минпромторг Татарстана назначили ответственным за создание центра по производству БПЛА
30 окт 2024
Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем начал работу в Нижегородской области
30 окт 2024
Десять самарских двигателестроителей получили медали Министерства обороны России
30 окт 2024
Таганрогский авиационный колледж имени В. М. Петлякова отметил 125-летие
29 окт 2024
Денис Мантуров: Россия рассчитывает расширять сотрудничество с Беларусью в сфере гражданской авиации
2 ноя 2024
Спортсмены ЦАГИ стали призерами Кубка России по авиамодельному спорту
2 ноя 2024
Вышел в свет очередной номер журнала "Авиационные двигатели"
2 ноя 2024
Специалисты ЦИАМ выиграли конкурс «Авиастроитель года»
2 ноя 2024
Двигатели ОДК обеспечили успешный старт ракеты «Союз-2.1а» с космодрома Плесецк
1 ноя 2024
Премию «Авиастроитель года — 2024» получили три предприятия КРЭТ
1 ноя 2024
ГосНИИАС – Дипломант конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2023 года
1 ноя 2024
Инновационный проект ПК «Салют» отметили наградой на конкурсе «Авиастроитель года»
1 ноя 2024
Авиационный учебный центр гражданской авиации СибНИА объявляет набор на бесплатное обучение по программам подготовки авиационного персонала
31 окт 2024
ОАК реализовала третий этап создания ПО для управления жизненным циклом изделий
31 окт 2024
Ростех расширяет производственные и испытательные мощности для выпуска авиадвигателей
31 окт 2024
Сотрудников ОДК-Сатурн отметили отраслевыми наградами
30 окт 2024
Итоги Международной научно-технической конференции «Анализ фотограмметрических данных» (ISPRS PDA24)
30 окт 2024
РТ-Техприемка разработала стенд для испытания стальных авиационных канатов
30 окт 2024
Технопарк ЦАГИ организовал соревнования по управлению беспилотниками
30 окт 2024
ЦИАМ принял участие в Международном симпозиуме NEPCAP 2024
28 окт 2024
«Неделя без турникетов»: ММП имени В.В. Чернышёва открывает двери в будущее авиадвигателестроения
25 окт 2024
ЦАГИ принял участие в форуме по цифровизации ОПК
25 окт 2024
ОДК внедряет импортозамещенное ПО для проектирования деталей авиадвигателей
25 окт 2024
Интеллектуализация авиационных систем: перспективный сверхзвуковой самолет сможет обнаруживать препятствия на аэродроме
25 окт 2024
"РТ-Техприемка" выявила основные факторы, влияющие на эффективность систем менеджмента
24 окт 2024
ОДК будет развивать беспилотные авиационные технологии совместно с «АЭРОНЕКСТ»
24 окт 2024
ОДК развивает технологии производства двигателей совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана
24 окт 2024
Первый в Тамбове корпоративный класс для будущих инженеров открылся на предприятии КРЭТ
24 окт 2024
«РТ-Техприемка» провела обучение представителей организации Госкорпорации Ростех
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».