Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 03.12.2024
Источник: Московский авиационный институт (МАИ)

В МАИ завершился первый этап федерального образовательного проекта «Кадры для БАС»

Освоить азы перспективных профессий в области беспилотных авиационных систем всего за 1-3 месяца? Более чем реально! А всё благодаря запуску федерального проекта «Кадры для БАС», входящему в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы».
Фото: МАИ
В конце ноября в Московском авиационном институте завершились первые девять программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Свои дипломы защитили 250 человек из Москвы, Подмосковья, Ахтубинска, Тулы, Уфы, Улан-Удэ, Благовещенска и других городов России.

Более 25% прошедших обучение в МАИ — студенты и молодые специалисты в возрасте до 25 лет, 65% — опытные специалисты, работающие в сфере БАС, авиации, IT и других направлениях. Оставшиеся 10% — люди старше 50 лет. Все они получат удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, а также будут внесены в цифровой реестр кадров БАС.

Цель федерального проекта — с помощью ведущих вузов подготовить по гибким образовательным траекториям достаточное количество специалистов для нового, активно развивающегося в России рынка, в том числе и в регионах. К 2030 году в России должно появиться более 60 тысяч кадров для БАС.

Реализованные в МАИ программы включали вводный курс, теоретическую подготовку и практику. Вводный курс и теоретическая подготовка проходили в онлайн-формате, а практическая составляющая — очно или онлайн. Программы реализовывались совместно с региональными вузами-партнёрами, преподаватели которых предварительно получили доступ к онлайн-платформе с уникальными наработками специалистов МАИ, включающими лекции, видеоматериалы и другой полезный образовательный контент. Благодаря этому удалось достичь высокого уровня проведения очных практических занятий с учётом базы знаний МАИ и специфики регионов. 90% стоимости обучения при этом компенсируется государством.

Актуальные практические задачи

В разработке программ ДПО для федерального проекта активное участие принимали специалисты МАИ. Их создавали с учётом отраслевого заказа и кадровых потребностей компаний.

В образовательном процессе участвовали как специалисты из разных подразделений МАИ, так и приглашённые внешние эксперты из индустрии.

— Среди партнёров МАИ много компаний, являющихся разработчиками и эксплуатантами БАС. Мы очень хорошо знаем их «боль» — те задачи и проблемы, которые сегодня перед ними стоят. Поэтому для нас не составило труда сформировать на их основе актуальные и интересные задачи для наших слушателей в упрощённом и удобном для обучения формате, — говорит разработчик и преподаватель программы ДПО «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС», заместитель начальника управления «IT-Центр» МАИ Пётр Ухов.

Эксперт отметил, что на его программе студенты смогли расширить свои взгляды на индустрию БАС, познакомиться с процессом разработки и научиться работать с типовыми инструментами разработчика софта для беспилотников.

Так, Павел Клепкин, работающий инженером-программистом в Хабаровском аэропорту и пришедший на программу «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» с целью профессионального роста, говорит, что в процессе обучения был затронут очень обширный спектр тем и направлений беспилотной области. Это классификация беспилотных летательных аппаратов (БЛА), правовые нормы, среды симуляций и разработки, протоколы взаимодействия, языки программирования, машинное обучение и многое другое.

— По-настоящему комфортно, как в своей стихии, я почувствовал себя, когда мы дошли до изучения кодов. Скрипты, апплеты, применение разных языков программирования, библиотек и технологий — это то, что мне понравилось больше всего. И, конечно же, выпускную работу я решил делать именно в этой части, — делится Павел Клепкин.

Подготовка «с нуля»

Интересно отметить, что согласно анализу, проведённому Университетом 2035, опыт работы в сфере БАС имеют только порядка 17% желающих пройти обучение. Всё дело в том, что стать слушателем может практически любой заинтересованный в данном направлении человек — лишь на некоторых программах для поступления необходимо иметь определённые базовые знания и опыт. Тем не менее чтобы попасть на программу, необходимо обладать высоким уровнем мотивации.

— Особенно меня впечатлили слушатели, которые пришли не из авиационной индустрии. Они смогли наработать компетенции, чтобы реализовывать себя как технологи производства беспилотного воздушного судна (БВС). И главное, что они видят себя в будущем в этой сфере, готовы идти дальше. Возможно, благодаря обучению они воплотили свою мечту — сменить профессию, — отмечает преподаватель программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», начальник научно-исследовательского отдела кафедры 104 «Технологическое проектирование и управление качеством» МАИ Борис Сафоклов.

Анна Корешникова работает в компании «Кронштадт» инженером по нормированию труда, однако давно хочет сменить профессию и стать технологом на производстве. Обучение по программе «Технолог производства узлов и агрегатов БАС» в МАИ стало первой и важной ступенью к реализации задуманного.

— Всё сошлось как нельзя лучше, — говорит Анна. — Хорошо изученные мной методы нормирования, актуальность данного направления, желание развиваться и применять свои знания непосредственно в производстве, федеральный проект и обучение в МАИ.

Изначально перед разработчиком и в дальнейшем преподавателем программы ДПО «3D-моделирование в производстве БАС», инженером-технологом Лаборатории аддитивных технологий МАИ Вениамином Брыкином стояла задача собрать имеющиеся в МАИ знания и опыт в области 3D-моделирования и адаптировать их к специфической и трудоёмкой области проектирования изделий и элементов БАС. Результатом стал масштабный курс, который позволяет подготовить специалиста «с нуля» — от базового уровня до уверенного владения современными инструментами CAD-систем и практическими навыками. Кроме того, программа даёт участникам понимание проектной логики, что важно для продолжения профессионального развития в области создания БАС.

Заместитель заведующего кафедрой «Стартовые и технические ракетные комплексы» в Амурском государственном университете Максим Аревков признаётся, что выбрал программу «3D-моделирование в производстве БАС» как раз для повышения своих знаний и навыков в области БАС.

— В Амурской области направление, связанное с БЛА, только начинает развиваться. Обучение дало мне возможность получить ценные знания от специалистов, работающих в этой сфере. Самой интересной частью для меня стала практическая работа, в частности, демонстрация создания 3D-моделей БЛА. Это дало мне понимание, как современные технологии могут ускорять проектирование, — добавляет Максим Аревков.

На программах «Разработка программного обеспечения для полётного контроллера БАС» и «3D-моделирование в производстве БАС» присутствовало много выпускников бакалавриата МАИ 2024 года. Для ребят это был полезный опыт более глубокого погружения в индустрию БАС, структурирования полученной за годы обучения информации и наработки качественного портфолио в виде актуальных проектных работ.

Польза для индустрии

Выпускные работы слушателей касались разных областей беспилотных авиационных систем и были посвящены актуальным практическим задачам.

Выпускница программы ДПО «Технолог производства узлов и агрегатов БВС», студентка третьего курса института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» МАИ Алиса Миколайчук рассказывает, что в рамках группового проекта она с остальными участниками разрабатывала технологические процессы для изготовления БВС. Каждый выбирал агрегат для проектирования (крыло, элероны, носовая часть фюзеляжа и так далее), что позволило в итоге создать законченное изделие. Непосредственно Алиса занималась разработкой центральной части фюзеляжа БЛА самолётного типа для мониторинга окружающей среды.

— У многих были потрясающие итоговые работы, пусть и иногда с ошибками, иногда спорные и вызывающие дискуссию, но просто восхитительные, — говорит преподаватель программы ДПО «Специалист по проектированию конструкций (узлов, механизмов, компоновки) БВС», специалист Дирекции «Аэромобильность», доцент кафедры № 1204 «Радиоэлектроника, телекоммуникации и нанотехнологии» МАИ Андрей Лямин. — По результатам выполнения работ некоторые слушатели, особенно с опытом работы более 10 лет, настолько разобрались в данной тематике, что их опыт можно использовать на предприятиях отрасли для первичного обучения молодых специалистов основам проектирования БВС.

В числе проектов были: разработка беспилотных летательных аппаратов для мониторинга морских обитателей, мониторинга пожаров на судах, перевозки грузов, поиска пропавших людей и первой помощи им в интересах МЧС, а также агродронов, беспилотников для предотвращения начинающихся пожаров в наших бескрайних лесах и другие.

— Такого рода образование — это возможность для нашей страны избавиться от зависимости от зарубежных поставок, взрастить своих специалистов различного возраста и опыта, способных не только производить практически всю линейку собственной компонентной базы для БВС, но и проектировать новейшие, перспективные и эффективные отечественные беспилотные летательные аппараты. То есть выйти на качественно новый уровень импортозамещения, — отмечает Андрей Лямин.

По итогам первого этапа обучения, реализуемого в рамках федерального проекта «Кадры для БАС», специалисты МАИ проведут глубокий анализ полученных результатов и усовершенствуют образовательные программы ДПО. Второй этап обучения стартует уже в начале 2025 года.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Анонс мероприятий
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
16 янв 2025
Пермские ученые придумали новый тест для повышения надежности авиадвигателей
16 янв 2025
Базовый авиаперевозчик Норильска планирует приобрести 10 самолетов МС-21
15 янв 2025
В РФ запустили серийное производство дрона "Князь Вандал" с тепловизором
15 янв 2025
Сколько осталось пилотам? Летчик-испытатель Сергей Богдан - о боях между ИИ и человеком в авиации
15 янв 2025
Российские ученые разработали сверхпластичные титановые сплавы для авиаотрасли и медицины
14 янв 2025
В России тестируют новые технологии для снижения аварийности самолетов
14 янв 2025
Производство самолетов Boeing за год оказалось вдвое ниже Airbus
14 янв 2025
США нарастили импорт из России комплектующих для самолетов
13 янв 2025
Ученые Пермского Политеха разработали способ обшивки авиадвигателя из температуроустойчивого материала
13 янв 2025
Видеть все и даже больше: зачем пилотам шлем дополненной реальности
13 янв 2025
Airbus: заказы на лайнеры в 2024 году упали в 2,6 раза – до 878 самолетов
13 янв 2025
«Аэронекст»: жизнь разработчиков БАС упростится при прохождении независимой инспекции
13 янв 2025
Airbus в 2024 году увеличил поставки на 4% до 766 самолетов
10 янв 2025
Первые серийные учебно-тренировочные самолеты УТС-800 переданы в Минобороны России
10 янв 2025
В МАИ разработали стратегию развития университета
10 янв 2025
Новосибирск станет столицей российских беспилотников
28 дек 2024
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
28 дек 2024
Ростех объявил лауреатов III премии Тихомирова
28 дек 2024
Томская область в феврале начнет серийное производство БПЛА в созданном НПЦ
27 дек 2024
С наступающим Новым годом и Рождеством!
27 дек 2024
Минпромторг рекомендовал доработать конструкцию шасси SSJ-100
27 дек 2024
Владимир Гутенёв и Михаил Погосян встретились с победителями Национальной научно-технической конференции
27 дек 2024
Итоги первого года работы передовой инженерной школы подвели в РГАТУ имени П.А. Соловьева
27 дек 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
15 янв 2025
Двигатели ОДК обеспечили 15 пусков ракет-носителей «Союз» в 2024 году
14 янв 2025
НЦМУ «Сверхзвук» - «Искусственный интеллект и безопасность полётов»: итоги работ специалистов ГосНИИАС за 2024 год
13 янв 2025
Губернатор Пермского края встретился с председателем Пермского регионального отделения СоюзМаш России
13 янв 2025
Дети сотрудников ОДК из новых регионов провели зимние каникулы в Москве
30 дек 2024
«Косатки» Ми-8МТВ-1 совершили перелет в 6300 км
28 дек 2024
Город начинается с ЦАГИ: развивая туристическую привлекательность наукограда Жуковского
28 дек 2024
Будущие инженеры ОДК изучили технологию искусственного интеллекта на стажировке в Китае
28 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС выступили на форуме "Человеческий фактор в авиации"
28 дек 2024
Авиамоделисты ЦАГИ стали лучшими на международном турнире
27 дек 2024
На НАЗ «Сокол» создается корпоративный Центр компетенций по литейному производству
27 дек 2024
ЦАГИ заключил соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом П
27 дек 2024
Специалисты ГосНИИАС награждены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени
26 дек 2024
ЦАГИ провел III Научно-практическую конференцию аспирантов
26 дек 2024
Двигатели ОДК обеспечили запуск ракеты-носителя со спутником «Ресурс-П»
25 дек 2024
Эксперты обсудили развитие авиастроительной отрасли
25 дек 2024
Технопарк ЦАГИ продемонстрировал дистанционные технологии обучения студентам РАНХиГС
24 дек 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-57 и Су-34
24 дек 2024
Мера ответственности: подразделению измерительной техники и метрологии ЦАГИ – 80 лет
23 дек 2024
Объявлены победители конкурса «Будущее авиации»
23 дек 2024
Импортозамещение авионики и создание перспективных комплексов БРЭО обсудили на Комитете СоюзМаш России
23 дек 2024
«РТ-Техприемка» обучила сотрудников «Вертолеты России» системе менеджмента бережливого производства
23 дек 2024
Заместитель генерального директора ГосНИИАС удостоен ордена Дружбы
20 дек 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в IV Всероссийском форуме "Академические Жуковские чтения"
20 дек 2024
В Госдуме наградили трудовую династию вертолетостроителей из Улан-Удэ
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».