Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 10.12.2024
Источник: ТАСС

Гиперзвуковой "Кинжал" под крылом: с чем ОКБ Микояна встречает 85 лет

Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) Микояна было основано в 1939 году. Под руководством Артема Микояна и его соратника Михаила Гуревича были разработаны истребители, быстро завоевавшие признание. Значимый успех пришел с созданием МиГ-15, который стал самым массовым реактивным самолетом своего времени. С тех пор конструкторское бюро непрерывно удивляло инновациями мировое авиастроение. О них и перспективных разработках бюро - в материале ТАСС.
Фото: dzen.ru
"ОКБ имени А.И. Микояна входит в плеяду лучших отечественных авиационных школ, сформировавших знаменитую на весь мир советскую, а теперь российскую авиапромышленность. Идеи и разработки этого КБ во многом определили пути развития военного самолетостроения на десятилетия вперед. Микояновцы стали пионерами в области создания реактивной авиации и освоения сверхзвуковых скоростей полета. На самолетах марки "МиГ" установлены 110 мировых рекордов. И в наши дни разработанные этим КБ машины вносят свой вклад в укрепление обороноспособности страны. В зоне СВО выполняет задачи МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами "Кинжал". Аналогов этому авиационному комплексу нет ни в одной стране мира. Сегодня ОКБ имени А.И. Микояна продолжает развиваться. Здесь трудятся талантливые и преданные своему делу инженеры-конструкторы, которые создают перспективные самолеты", - сказал генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Как отмечает гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха, коллективом ОКБ за годы работы создано более пятисот проектов. "Сегодня ОКБ находится на новом этапе развития, активно внедряет передовые информационные технологии и работает над перспективными проектами авиационной техники. Инженеры-конструкторы - это ключевое звено нашего стотысячного коллектива, - считает Бадеха. - Каждый сотрудник на своем месте крайне важен, будь то рабочий, технолог или любой другой специалист. Но именно инженеры-конструкторы задают облик и философию того продукта, который корпорация выпускает. А самое главное это касается не только сегодняшнего дня, но и определяет будущее".

МиГ-1

Первый самолет марки "МиГ", истребитель И-200, был создан за рекордные 132 дня, а от начала разработки до серийного производства прошел всего один год, что стало выдающимся достижением для авиации того времени.

МиГ-9

Первый советский истребитель, открывший эру реактивной авиации в нашей стране, и он же - первый истребитель марки "МиГ", поставленный за рубеж: 372 машины были направлены в Китай в 1949 году.

МиГ-15

Первый серийный истребитель со стреловидным крылом, который стал знаменит благодаря успешным действиям в Корейской войне (1950-1953 гг.). Является самым массовым реактивным самолетом в мире с более чем 17 тыс. произведенных экземпляров.

МиГ-21

Фронтовой истребитель с треугольным крылом, рекордсмен по продолжительности серийного производства. С 1959 по 1991 год на самолетах МиГ-21 было установлено 24 мировых рекорда, включая три абсолютных.

МиГ-25

Самый выдающийся самолет-рекордсмен на сегодняшний день с 39 мировыми рекордами, включая три абсолютных. Ключевой рекорд - высота полета 37 650 м, которую удалось достичь 31 августа 1977 года.

МиГ-29

Легкий фронтовой истребитель 4-го поколения, на котором установлено 18 мировых рекордов. Его отличительной чертой стала интегральная аэродинамическая компоновка. Резко возросшие маневренность, характеристики прицельного-навигационного комплекса и радиоэлектронного бортового оборудования в сочетании с оснащением новыми управляемыми ракетами обеспечили поражение воздушных целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц.

МиГ-31

На этом истребителе-перехватчике установлено 19 мировых авиационных рекордов, что делает его одним из самых скоростных и высотных боевых самолетов в мире. Он способен эффективно перехватывать воздушные цели, в том числе крылатые ракеты, на любых высотах.

МиГ-35

Современный многофункциональный истребитель поколения "4++", предназначенный для работы в условиях высокой интенсивности боевых действий. Основными отличиями МиГ-35 от предшественников стали интеграция в состав БРЭО информационно-прицельных систем 5-го поколения, возможность применения перспективных авиационных средств поражения, а также повышенная боевая живучесть за счет внедрения нового бортового комплекса обороны.

Новые горизонты

Современные реалии требуют новых подходов в разработке авиационной техники. ОКБ Микояна развивает имеющиеся компетенции в оперативно-тактической авиации, а также стремится реализовать новые проекты в условиях сложившейся конкурентной среды авиационного рынка. "В работе сейчас находятся перспективные проекты авиационной техники, а также ведется модернизация эксплуатируемых самолетов семейства 4+ для различных заказчиков. В процессе разработки мы учитываем актуальные военные угрозы и опыт специальной военной операции для реализации наиболее эффективных в боевых условиях технических решений, а также опираемся на уникальный научно-технический задел нашей конструкторской школы", - уточнил директор ОКБ Микояна Алексей Матвеев.

На протяжении всей своей истории конструкторское бюро делало упор на создании новых технологий и методов проектирования. В последние годы особенно активное развитие получило "цифровое" направление. "ОКБ обладает современными компетенциями и технологиями проектирования, исследований и испытаний авиационной техники. Одновременно были запущены и успешно выполняются несколько новых проектов, которые потребовали от конструкторов и инженеров оперативного освоения дополнительных цифровых инструментов, а также непрерывного развития в области информационных технологий для выдерживания жестких сроков и требований завода-изготовителя", - пояснил Матвеев.

Также важными направлениями в ОКБ становятся исследования на основе искусственного интеллекта (ИИ), который, по мнению Матвеева, способен изменить традиционные методы работы. Добавив экспертную поддержку искусственного интеллекта, в частности, в систему компьютерного проектирования и систему управления жизненным циклом продукта планируется оптимизировать выполнение рутинных задач и повысить производительность труда.

"Полагаю, в скором времени будут внедрены генеративные модели. Они позволят на основе проектных параметров содействовать выбору наиболее рационального технического облика летательного аппарата. Они же будут содействовать в объединении различных технических решений из множества альтернативных вариантов, а также позволят облегчить разработку конструкции самолета", - рассказал Матвеев.

Учебный самолет будущего

ОКБ Микояна активно работает над созданием нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС, который призван заменить устаревшие машины, выработавшие свой ресурс и имеющие проблемы с обеспечением запчастями. Разработка нового самолета ведется с учетом пожеланий авиационных училищ, которые нуждаются в надежной и простой технике для основной подготовки летчиков. МиГ-УТС должен предоставить оптимальные условия для обучения, включая возможность отработки техники пилотирования и маневрирования с высокими перегрузками.

"Тематика учебно-тренировочной авиации не чужда ОКБ Микояна. Еще в конце 1940-х годов был создан учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15УТИ, который долгие годы служил основой подготовки летного состава вооруженных сил СССР. Самолет МиГ-15УТИ дал путевку в летную жизнь тысячам молодых ребят. Всего было построено более трех тысяч учебно-тренировочных МиГ-15, которые эксплуатировались как в частях Советского Союза, так и во многих странах за рубежом. Кое-где эти самолеты до сих пор продолжают нести свою службу. По многочисленным отзывам летчиков-инструкторов, самолет был чуть ли не самым простым в пилотировании и позволял полностью подготовить курсанта к дальнейшей службе на других типах после небольшого переучивания", - рассказал главный конструктор МиГ-УТС Алексей Шукайло.

Разработка МиГ-УТС использует передовые технологии проектирования, которые значительно упростили и ускорили процесс. По словам Шукайло, при помощи мощных цифровых систем были рассчитаны основные параметры самолета, его обтекание, нагрузки на элементы планера, конструкции и МиГ-УТС можно по праву считать "цифровым" самолетом. На различных этапах разработки принимают участие летчики-испытатели и инженерный состав, работая над формированием новых решений и проектов испытаний.

"Пока наш МиГ-УТС находится на стадии проектирования, плавно переходящей в производство первых опытных образцов. Но коллектив, создающий новою технику, несмотря на развитие беспилотных решений, не сомневается в новом МиГе. Летчики будут нужны еще долгие годы, а скорее всего десятилетия. Поэтому развитие учебной авиации нашей стране особенно необходимо", - уточнил Шукайло.

Перспективные решения для обучения летного состава

Технологии ИИ становятся ключевым элементом и в подготовке летного состава, обеспечивая увеличение эффективности и безопасности в обучении специалистов. В частности, важную роль в этом процессе играют технические направления, такие как обработка данных, распознавание речи, и поддержка принятия решений экипажем летательного аппарата. Одним из передовых решений в этой области является интеллектуальная автоматизированная система обучения (ИАСО) для подготовки курсантов к ведению радиообмена.

"Ведение радиообмена - важный элемент работы авиационных специалистов. Без него невозможно управлять полетом и обеспечивать его безопасность. Поэтому радиообмен строго регламентирован нормативными документами. Для курсантов авиационных училищ в ОКБ Микояна разработали автоматизированный учебный курс, включающий обучение, тренировку и оценку навыков ведения радиообмена. Инструктором и руководителем полета в этом курсе выступает цифровой двойник. По сути, голосовая система ведения радиообмена - это компьютерный игровой симулятор, который может использоваться как в составе учебно-компьютерного класса, так и на тренажерах", - пояснил заместитель главного конструктора ОКБ им. А.И. Микояна по техническим средствам обучения Андрей Пономаренко.

В будущем управление истребителями будет в значительной степени передано искусственному интеллекту, а контроль за выполнением поставленных задач будет осуществляться с земли с помощью информационно-управляющего поля, основанного на широкоформатных мониторах. Это нововведение существенно расширит тактические возможности истребителей, так как позволит снять ограничения, связанные с физиологическими возможностями человека. Таким образом, пилоты смогут довести скоростные и прочностные нагрузки до предельных значений, опираясь на возможности самого летательного аппарата, а не на ограничения своего организма.

"Для отработки будущего интерфейса "летчик - ИИ" в ОКБ Микояна проводятся эргономические исследования новых панорамных средств индикации информации. Они качественно изменяют приборную доску в кабине самолета. Это позволит по мере внедрения ИИ на борт замещать информацию о пространственном положении самолета и работе его систем на трехмерную визуализацию тактической обстановки, с тем чтобы в последствии доверить управление искусственному интеллекту. Летчик, взаимодействуя с ним, будет решать тактические задачи, контролировать их исполнение в интересах решения целевой задачи", - добавил Пономаренко.


Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 июл 2025
Госдума приняла в I чтении законопроект о льготах для производителей беспилотников
18 июл 2025
ОДК-УМПО: двигатели, испытанные столетием
18 июл 2025
Airbus расширит сотрудничество с Китаем в производстве самолета A321
18 июл 2025
BAE Systems испытала новое средство борьбы с БПЛА с лазерной системой
18 июл 2025
В Иркутске хотят создать инженерную школу для подготовки кадров в авиаотрасли
18 июл 2025
Самолет "Байкал" будут собирать на двух уральских заводах
17 июл 2025
"Ростех": 14 самолетов МС-21 уже собраны в рамках серийного производства
17 июл 2025
Третий летный экземпляр ЛМС-901 "Байкал" собирают на нижегородской площадке АО "УЗГА"
17 июл 2025
Инженеры МАИ создали испытательные стенды для сокращения сроков разработки БПЛА
17 июл 2025
"Туполев" готов на новые контракты по Ту-214 с поставкой не ранее 2027 года
17 июл 2025
Прототип малошумного сверхзвукового самолета НАСА испытали в Японии
17 июл 2025
Антон Алиханов призвал удвоить возможности производства Ил-76 в течение 2,5 лет
17 июл 2025
Titra представляет модернизированный беспилотный вертолет ALPİN-2
16 июл 2025
Михаил Мишустин призвал установить сроки запуска в серию разрабатываемых воздушных судов
16 июл 2025
Состоялся первый полет летающей лаборатории с двигателем ВК-800 разработки УЗГА
16 июл 2025
Ростех начал прием заявок на соискание Премии имени Макаровца
16 июл 2025
Кабмин направит 765 млрд рублей на развитие авиапрома в следующие шесть лет
16 июл 2025
Мишустин: серийный выпуск МС-21 и "Байкал" намечен не позднее конца 2026 года
16 июл 2025
Михаил Мишустин: комплексная программа развития авиаотрасли до 2030 года нуждается в обновлении
16 июл 2025
БПЛА Supercam S350 нового поколения будут применять для обучения курсантов в Адыгее
16 июл 2025
В Красноярске разработали дроны для работы в условиях отсутствия связи
16 июл 2025
"Русские витязи" выступят в Уфе на 100-летии завода ОДК-УМПО
15 июл 2025
В Жуковском протестировали работу бортового радиоэлектронного оборудования МС-21
15 июл 2025
Мишустин распорядился провести авиасалон МАКС в 2026 и 2027 годах
17 июл 2025
ГосНИИАС – участник проекта eMAKS-2025
16 июл 2025
ОДК-СТАР и Пермский Политех выпустили первых студентов проекта «Крылья Ростеха»
16 июл 2025
В НПК «Пермские моторы» приходят на работу инженеры нового времени
16 июл 2025
Команда Казанского вертолетного завода победила в "Гонке Героев"
15 июл 2025
На ОДК-Сатурн студенты получают практические навыки создания авиационных двигателей
14 июл 2025
Сергей Чемезов посетил Иркутский авиационный завод
14 июл 2025
ГосНИИАС представил авиационные подходы к созданию программного обеспечения и систем на ЦИПР-2025
14 июл 2025
На ОДК-Климов студенты «Крыльев Ростеха» получили дополнительную профессию
14 июл 2025
Более 300 выпускников-целевиков трудоустроены в ОДК-УМПО
11 июл 2025
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
11 июл 2025
В СибНИА проходят испытания двигателя ВК-800
11 июл 2025
Специалист ЦИАМ занял призовое место в конкурсе «Московские мастера»
10 июл 2025
СибНИА принял участие в первых в мире испытаниях интеллектуальных технологий бортового оборудования перспективного сверхзвукового гражданского самолета
10 июл 2025
Учебный центр ЦИАМ и исследовательский центр "Динамика, прочность, надежность" провели образовательный курс
10 июл 2025
«РТ-Техприемка» представляет высокотехнологичный роботизированный комплекс 3D сканирования на выставке «Иннопром-2025»
9 июл 2025
ОДК расширит производство авиационных двигателей при поддержке Москвы
9 июл 2025
ОДК и китайские компании разработают совместные газотурбинные решения для экспорта
9 июл 2025
Студенты ведущих российских вузов прошли стажировку на казанском предприятии «Вертолетов России»
8 июл 2025
Термопласты в авиадвигателях: ОДК покажет технологии будущего на «Иннопроме»
7 июл 2025
ОДК представит современные решения для энергетики на выставке «Иннопром»
7 июл 2025
«Вертолеты России» стали лидером форума «Инженеры будущего»
7 июл 2025
Работникам предприятий НПК "Пермские моторы" вручены дипломы выпускников Президентской программы
7 июл 2025
ОДК-Климов получил правительственную награду за инновации в подготовке кадров
7 июл 2025
Двигатели ОДК обеспечили доставку грузов к Международной космической станции
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».