Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 21.03.2025
Источник: "Известия"

Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов

Как новая методика сделает авиационные и аэрокосмические разработки точнее и дешевле.

Российские ученые предложили новую технологию для тестирования авиационных и аэрокосмических композитных материалов. Она включает проведение испытаний на миниатюрных образцах в сочетании с вычислительным моделированием. Технология поможет нарастить количество испытаний и удешевить их стоимость. Это даст возможность ускорить разработку новых самолетов и космических аппаратов, отмечают специалисты.
Фото с сайта iz.ru
Чем отличаются композиты и металлические сплавы

Ученые из Сколковского института науки и технологий, Московского авиационного института и Национального исследовательского технологического университета МИСИС разработали новаторскую методику для испытания на прочность полимерных композитов, армированных углеродным волокном. Такие материалы широко используют в современной авиационной и аэрокосмической промышленности. Новый способ предполагает проводить исследования на объеме материала около 1 см3.

Как объяснили разработчики, полимерные композиты достаточно прочны и устойчивы к деформациям, что позволяет снизить массу изготовленных из них конструкций (например, по сравнению с алюминиевыми сплавами). Однако ряд проблем ограничивает использование этих материалов. В частности, процессы их разрушения гораздо сложнее, чем в металлических сплавах, традиционных для авиации и космонавтики. Это требует пересмотра расчетно-экспериментальных подходов.

- Например, для металлов достаточно знать их химический состав и историю термомеханической обработки, чтобы предсказать основные механические характеристики образцов и поведение материала в готовом изделии. С композитами так не получится: их свойства на уровне образца и готового изделия могут значительно отличаться. Чтобы гарантировать стабильность свойств углекомпозитов, было предложено начинать их изучение на микроуровне, а затем с помощью компьютерного моделирования и рационального эксперимента переносить эти данные на более крупные объекты. Это позволит избежать необходимости каждый раз изготавливать огромные образцы и нагружать их до разрушения, чтобы понять, как работает материал, - рассказал "Известиям" один из разработчиков, заместитель руководителя Лаборатории ускоренных частиц "ЛУЧ" НИТУ МИСИС Алексей Салимон.

Как проводят исследования на мини-образцах материала

Он объяснил, что для реализации технологии разработан специальный лабораторный испытательный комплекс. Он может помещаться, например, внутри сканирующего электронного микроскопа. Устройство представляет собой специальную раму, на которой закреплены различные детали: датчик усилия, микродвигатели и приводы. Управление ими производится дистанционно, через специальный порт в вакуумной камере сканирующего электронного микроскопа.

Во время испытаний, сообщил ученый, миниатюрные образцы закрепляют на раме в захватах и деформируют в контролируемом режиме. Максимальное усилие, с которым при этом возможно воздействовать на материал, составляет порядка 50 килограмм-силы (вес килограмма при стандартной силе тяжести). Устройство позволяет проводить испытания на изгиб, растяжение и сжатие.

- Материалы, произведенные аддитивным способом - такие, как композиты, - обладают сильной анизотропией свойств (неодинаковостью физических свойств тела внутри него). Традиционно испытания проводят на больших образцах, что требует значительного расхода материала и сложных экспериментальных установок. Мы показали, что эти данные соответствуют тем, которые можно получить на миниатюрных образцах. Причем последние изготовить проще и дешевле, а при наличии их большого количества можно провести множество испытаний и собрать большой статистически значимый объем данных, - пояснил научный сотрудник Центра системного проектирования Сколтеха Евгений Статник.

На следующем этапе, уточнил он, полученные данные используют для расчетно-экспериментальной корреляции, то есть подтверждения математических моделей. Такое сочетание экспериментальных и вычислительных данных позволяет минимизировать погрешности и получить более полное представление о свойствах материала.

При этом, отметил исследователь, все изменения, которые происходят в материале, исследователи фиксируют с помощью цифровых камер. На каждом шаге нагружения получается изображение исключительно высокого разрешения.

Как объяснил разработчик и конструктор, это позволяет в реальном времени наблюдать деформации и нарушения структуры полимерных композитов на уровне отдельных волокон и эпоксидной матрицы. Стоит отметить, что размер одного углеволокна - около 5-7 микрон, а эпоксидной прослойки между ними - тоже единицы микрон.

- Истоки повреждений и уязвимости материала кроются именно в его микроструктуре и мелкомасштабных деформациях. Мы применили собственные алгоритмы для анализа цифровых видеоданных, которые позволяют на основе полученных в микроскопе детальных изображений увидеть нюансы концентрации деформаций и определить типы дефектов, которые послужили причиной ухудшения свойств исследуемого образца, - пояснил руководитель Лаборатории иерархически структурированных материалов Сколтеха, профессор Александр Корсунский.

В конечном счете, подчеркнул он, эти данные помогают точно локализовать и предсказать зарождение и развитие повреждений. Это дает возможность надежно рассчитывать прочность материала, чтобы еще на этапе разработки добиться его требуемых характеристик. А это, в свою очередь, ускорит разработку новых самолетов и космических аппаратов.

Изучение микропроцессов в материале

- Свойства полимеров с эпоксидной матрицей, армированных углеродным волокном, зависят от множества факторов. Например, от направления армирующих волокон, их сочетания со связующим веществом и так далее. Поэтому безопасное применение композитов в авиационном и аэрокосмическом материаловедении требует всестороннего изучения и многократных испытаний, - отметил старший научный сотрудник кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева Евгений Куркин.

По его словам, сокращение размеров образцов позволит увеличить количество экспериментов и нарастить статистику. В результате инженеры получат возможность делать более точные выводы с меньшими затратами. Аналогичные исследования проводят и в других научно-исследовательских учреждениях, в том числе и в Самарском университете.

- Разработка необходима для анализа микропроцессов, которые происходят в композиционных материалах под нагрузкой. Такие данные очень ценные, так как знание механизма протекания процесса дает возможность управления им, - прокомментировал директор Центра НТИ "Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества" МГТУ им. Н.Э. Баумана Евгений Александров.

Например, сообщил он, можно определить баланс между смачиваемостью поверхности, адгезией (сцеплением поверхностей разнородных твердых и/или жидких тел) на межфазной границе наполнителя и матрицы и шероховатостью, необходимой для предотвращения выскальзывания волокна из матрицы под нагрузкой.

Существуют компьютерные системы для моделирования таких процессов, но всегда оставалось большим вопросом, насколько модель совпадает с реальным объектом. Предложенная методика дает возможность совместить эти данные, резюмировал эксперт.

- Основное преимущество композитных материалов в авиации и космосе - их высокая удельная прочность, что позволяет экономить вес летательного либо космического аппарата. Также существует возможность выгодно использовать локальную анизотропию (внутреннюю неравномерность). Например, расположить армирование так, чтобы максимальную прочность конструкция демонстрировала именно в направлении приложения основной нагрузки, - сказал заместитель директора по науке и инновациям химико-технологического кластера "Росатома" Артур Гареев.

Вместе с тем он отметил, что использование совсем малых образцов может конфликтовать с самой структурой материала. Например, будет происходить потеря контакта нитей армирования со связующим, из-за чего прочность композитного материала не сможет реализоваться в полной мере.

По мнению эксперта, для масштабной модели придется создавать отдельно полный комплект оснастки, что также потребует дополнительных расходов. В целом, в простых нагружениях, где такая методика может быть использована с достаточной степенью уверенности, на самом деле нет нужды в верификации расчетов на масштабных образцах. Грамотно проведенный расчет для таких случаев совпадет с результатом реального нагружения очень близко, добавил он.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
23 апр 2025
Аддитивные технологии позволяют создать авиадвигатель за 10 дней
23 апр 2025
Ростех начал испытания системы «свой-чужой» для БПЛА
23 апр 2025
Цифровые испытания: как Китай смог организовать ускоренную сертификацию авиационных беспилотников
23 апр 2025
Як-130 показал высший пилотаж перед делегатами из 41 страны
23 апр 2025
Boeing продаст часть активов подразделения Digital Aviation Solutions за $10,55 млрд
23 апр 2025
Полтысячи гостей посетили МГТУ ГА в День открытых дверей
23 апр 2025
Northrop Grumman сократила квартальную чистую прибыль и выручку
22 апр 2025
Полностью импортозамещенный самолет SJ-100 готовится к первому полету
22 апр 2025
Концерн «Калашников» отмечает высокий интерес к «КУБу» и СКАТу со стороны потенциальных заказчиков в Ираке
22 апр 2025
В МАИ подвели итоги молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения»
22 апр 2025
Контрафактные комплектующие не использовались при производстве самолетов Ил
22 апр 2025
В Новосибирске изготовили суперлегкую защитную сетку для беспилотников
18 апр 2025
"Модная, большая яхта": что ждут от вертолета Ми-38-2 после модернизации
18 апр 2025
Лаборатория фонда НТИ выпустила новый грузовой беспилотник
18 апр 2025
19FortyFive: США могут забыть о F-47, поскольку Китай строит один истребитель-«невидимку» за другим
18 апр 2025
Минпромторг до конца текущего года доработает программу развития авиаотрасли России
18 апр 2025
Виктор Чуйко заявил, что в России начинается новая эра дирижаблей
17 апр 2025
Догнать и перегнать. У России есть авиадвигатели, не уступающие западным
17 апр 2025
Топ-менеджеры предприятий ОПК будут изучать стратегический менеджмент в Академии Ростеха
17 апр 2025
В России запатентовали уникальный программный комплекс для обнаружения беспилотников
16 апр 2025
На КАЗ им. С.П. Горбунова прошла конференция поставщиков партнёров предприятия
16 апр 2025
В Казани завершили строительство интерактивного музея на базе самолета Ту-144
16 апр 2025
"Разработчики перекрестились". Авиаэксперт оценил, как модернизация двигателя повлияет на выпуск МС-21
16 апр 2025
Акции Boeing упали на 5% на фоне запрета Китая покупать самолеты компании
23 апр 2025
Московские предприятия ОДК провели "Неделю без турникетов" для школьников
23 апр 2025
Самолеты А.С. Яковлева: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
23 апр 2025
ОДК-Сатурн познакомил рыбинцев с процессом изготовления новейшего двигателя ПД-8
23 апр 2025
«РТ-Техприемка» создает ИИ-агенты на основе LLM моделей
23 апр 2025
КРЭТ представит макет планера времен ВОВ на экспозиции «Подвиг Народа» в Музее Победы
22 апр 2025
ОАК передала Минобороны России партию новых Су-34
22 апр 2025
Министр промышленности и торговли обсудил на ОДК-Сатурн перспективы двигателестроения
22 апр 2025
ОДК переходит на отечественное ПО для проектирования авиадвигателей
22 апр 2025
Глава Минпромторга вручил ОДК-Сатурн орден «За морские заслуги»
22 апр 2025
ГосНИИАС на международной специализированной выставке «Фотоника. Мир лазеров и оптики»
18 апр 2025
Кавалер трех орденов Мужества, участник программы «Время героев» Денис Погодин назначен первым заместителем директора филиала ПАО «ОАК» - Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина
18 апр 2025
Вебинар «Экосистема машинного обучения для разработки и эксплуатации конечных изделий с искусственным интеллектом»
18 апр 2025
Руководитель «Пермских моторов» поклонился труженикам тыла за работу в годы войны
18 апр 2025
К 100-летию уфимского предприятия ОДК-УМПО выпущена почтовая марка
17 апр 2025
В ЦАГИ состоялся День открытых дверей
17 апр 2025
"РТ-Техприемка" обсудила вопросы развития метрологического обеспечения промышленных предприятий
16 апр 2025
Очередной демо-день индустриального центра компетенций «Двигателестроение»
16 апр 2025
Самолет А.И. Микояна и М.И. Гуревича: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
16 апр 2025
ПК «Салют» получил официальный статус промышленного комплекса Москвы
16 апр 2025
Победная летопись ЦАГИ: женщина-токарь Прасковья Белова
16 апр 2025
Предприятия КРЭТ передали экспонаты музею Ю.А.Гагарина в Саратовской области
14 апр 2025
Эксперты обсудили законодательные аспекты развития беспилотной авиации в России
14 апр 2025
Поздравление генерального директора ФАУ «ЦАГИ», члена-корреспондента РАН Кирилла Сыпало с Днём космонавтики
14 апр 2025
День космонавтики: 35 лет назад успешно прошел испытания первый в СССР «космический мотоцикл»
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».