Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 16.04.2025
Источник: "ИрСити.ру"

"Разработчики перекрестились". Авиаэксперт оценил, как модернизация двигателя повлияет на выпуск МС-21

На днях стало известно, что Минпромторг выделит 14,2 миллиарда рублей на опытно-конструкторские работы по улучшению двигателя ПД-14, на котором будут летать самолеты МС-21. Повлияет ли это на серийный выпуск и поставки новейших пассажирских авиалайнеров, намеченные на 2026 год? Чтобы ответить на этот вопрос, мы поговорили с авиаэкспертом, исполнительным директором агентства "АвиаПорт" Олегом Пантелеевым.
Фото: ВКонтакте
Пантелеев отметил важность проекта ПД-14 для авиастроения, так как изначально было решено разработать базовый газогенератор, на основе которого могут создавать модификации с разной тягой.

"Проект создания ПД-14 - это не просто двигатель для востребованного самолета МС-21. Это набор критических технологий, это самое современное производство, наконец, это возобновление опыта создания современных авиационных двигателей", - подчеркнул он.

"Сочетание двух факторов - наиболее востребованная размерность и большой потенциал для создания модификаций - делает ПД-14 главным самолетным двигателем для нашей гражданской авиации", - Олег Пантелеев, авиаэксперт, исполнительный директор агентства "АвиаПорт".

Авиаэксперт напомнил, что двигатель ПД-14 получил сертификат еще давно - в 2018 году.

"Безопасность его типовой конструкции подтверждена авиационными властями России и он допущен к коммерческой эксплуатации. Таким образом, на сроки сертификационных испытаний самолета МС-21-310 нынешние работы по ПД-14 напрямую не влияют", - пояснил он.

По его словам, доработки конструкции самолетов или двигателей могут продолжаться очень долго. И это совершенно нормальный процесс, так как, объяснил Пантелеев, жизненный цикл современных технически сложных изделий рассчитан на десятилетия, а за это время могут появиться новые технологии, материалы, которые можно внедрить. Более того, в течение этого времени дорабатывается программное обеспечение. Наконец, могут происходить поломки или обнаруживаться дефекты, с которыми нужно бороться.

Но Пантелеев указал на другой аспект. Он подчеркнул, что создание нового поколения двигателей - это чрезвычайно дорогое занятие. И на стоимость, в том числе, влияет и длительность разработки.

"Чем дольше отстоит время начала расходования средств от времени возврата вложений от продажи новых двигателей, а также от выполнения ремонтов и техобслуживания, тем больше идет удорожание проекта за счет стоимость заемных средств, за счет необходимости внедрения новых решений, возникающих вследствие ужесточения сертификационных требований", - пояснил эксперт.

Поэтому, уточнил Пантелеев, первые коммерческие поставки что самолетов, что двигателей во всем мире идут с некоторыми ограничениями. "К примеру, двигатель создается с таким расчетом, чтобы работать в широком диапазоне температуры наружного воздуха, на высокогорных аэродромах, в условиях ливневых осадков и так далее. Чтобы подтвердить работоспособность изделия, его нужно во всех этих сложных условиях испытать, а это долго и дорого. Но если вы испытали двигатель в диапазоне +40 / -45 градусов, вы можете поставить его тем авиакомпаниям, которые летают в средней полосе России. С высокой степенью вероятности, им этого диапазона хватит. И только потом, чтобы расширить доступный рынок на северные регионы и Среднюю Азию, вы проведете дополнительные испытания и подтвердите новые возможности", - заметил собеседник "ИрСити".

По словам Пантелеева, если говорить конкретно о ПД-14, то стоит привести пример с шумоподавляющими устройствами. "В мировом авиационном сообществе есть требования по уровню шума, причем существуют современные и перспективные требования. Сейчас можно соответствовать текущим нормам, но после вступления в действие новых норм летать в ряд стран уже не получится. Разработчики авиатехники могут создать двигатель, соответствующий современным требованиям, а затем, за счет установки более эффективных шумоподавляющих устройств, довести изделие до перспективных требований. А применение передовых композиционных материалов позволит еще и сократить массу конструкции", - уточнил он.

Кроме того, есть и ресурсные характеристики. Пантелеев считает, что если двигатель должен служить десятилетиями, то выводить на рынок только то изделие, которое несколько лет подряд проработало на стенде, подтверждая свой ресурс, - это расточительство.

"Нужно шаг за шагом подтверждать характеристики. И пусть сначала наработка двигателя до плановой инспекции, до замены каких-то деталей горячей части будет небольшой, зато спустя пару лет эти показатели могут увеличиться в несколько раз. В итоге стоимость эксплуатации двигателя будет сокращаться, его привлекательность для клиентов увеличится", - Олег Пантелеев, авиаэксперт, исполнительный директор агентства "АвиаПорт".

Олег Пантелеев также сравнил технические характеристики ПД-14 и двигателя Pratt&Whitney, на котором изначально должен был летать МС-21.

По словам эксперта, по удельному расходу топлива ПД-14 должен был на 2-3 % отставать от Pratt&Whitney, а вот по трудоемкости обслуживания и суммарной стоимости эксплуатации - наоборот, отечественный мотор должен выигрывать. Но есть нюанс. "Подтвердить эти обещания разработчиков может только начало коммерческих полетов", - говорит Олег Пантелеев.

"В целом надо признать, что на фоне проблем с двигателями PW, с которыми столкнулись авиакомпании во всем мире, наши разработчики буквально перекрестились, когда осознали, от каких сложностей их отвели американские санкции", - Олег Пантелеев, авиаэксперт, исполнительный директор агентства "АвиаПорт".

Эксперт говорит о проблемах с американскими двигателями Pratt&Whitney. Речь идет о том, что летом 2023 года компания-производитель отозвала больше трети силовых установок (больше 1000), из-за чего возникли перебои с перелетами по всему миру. Проблема была связана с обнаружением микроскопических примесей в металле, из которого были изготовлены диски турбин. Загрязненный порошкообразный металл мог помешать работе двигателей.

МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.

Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что выпуск лайнеров откладывается на 1-2 года из-за санкций западных стран.

В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планировалось передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м - сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21. Сейчас известно, что сертификационные полеты импортозамещенных лайнеров начнутся уже весной-летом 2025-го, а первые поставки авиакомпаниям - в 2026-м.

Пока основная масса заказчиков МС-21 - это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе - танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, "Азербайджанские авиалинии" и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания "Белавиа".

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
20 мая 2025
На втором опытном самолете Superjet с двигателями ПД-8 начались полеты в зачет программы сертификации
20 мая 2025
Топливная эффективность SJ-100 выросла на 3-4% за счет законцовок крыла
20 мая 2025
"Рособоронэкспорт" представит в Малайзии истребитель пятого поколения Су-57Э
20 мая 2025
Китай до конца июня планирует испытать "дрононосец" с дальностью полета 7 тыс. км
20 мая 2025
В России создали метод для разработки более экологичного топлива для самолетов
20 мая 2025
«Рособоронэкспорт» впервые за шесть лет примет участие в выставке LIMA в Малайзии
20 мая 2025
Первый шаг в авиационное братство: МАИ провёл для школьников фестиваль «Маёвский взлёт»
20 мая 2025
В Росавиации наградили финалистов Авиационной олимпиады школьников
19 мая 2025
ОАК планирует начать серийное производство беспилотника C-76 в 2028 году
19 мая 2025
НОВИКОМ расширяет сотрудничество с КнААЗ им. Ю.А. Гагарина
19 мая 2025
Создан стенд для испытания гибридных авиадвигателей будущего
19 мая 2025
ПИШ КАИ представила авиационные разработки на KazanForum 2025
19 мая 2025
ZALA представила обновленные версии своих БВС, предназначенных для воздушного мониторинга территорий
19 мая 2025
КЭМЗ представил на международной выставке HeliRussia-2025 собственный вертолет АП-55
19 мая 2025
Дональд Трамп мог ошибиться, заявляя о модернизации F-35 до F-55
16 мая 2025
Владимир Путин отметил стратегически важное значение беспилотной авиации
16 мая 2025
Самолет SJ-100 испытают при критически низких температурах и аномальной жаре
16 мая 2025
"Аэрокомпозит" направит 1,8 млрд рублей на пополнение станочного парка ульяновского филиала
16 мая 2025
В России объявили конкурс на разработку нового двигателя для Ан-2
16 мая 2025
МАИ представил на выставке HeliRussia-2025 отечественное решение для управления беспилотниками
16 мая 2025
США модернизируют истребитель F-35
16 мая 2025
Проект по созданию самолета "Байкал" идет по графику
16 мая 2025
Дональд Трамп: новые истребители F-47 будут выполнять боевые задачи в сопровождении БПЛА
16 мая 2025
ГТЛК начала контрактацию беспилотников по ГГЗ-2025
20 мая 2025
ЦИАМ принял участие в Международном форуме и выставке «Беспилотная авиация’25»
20 мая 2025
Пермские моторостроители провели акцию «Бессмертный цех»
20 мая 2025
Чтобы помнили: в ЦИАМ отдали дань уважения героям Великой Отечественной войны
19 мая 2025
Генеральный директор КРЭТ принял участие в заседании Бюро Союза машиностроителей России
19 мая 2025
Самолеты С.В. Ильюшина: публикация в рамках медиапроекта, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
19 мая 2025
«Пермские моторы» открыли историческую выставку о героях фронта и тыла
16 мая 2025
«ОАК» представит беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования на выставке в МВЦ «Крокус Экспо»
16 мая 2025
«РТ-Техприемка» отметила лучших участников «Студенческой научной весны» в области машиностроения
16 мая 2025
Инженер ЦИАМ победила в конкурсе
15 мая 2025
Демонстратор интеллектуальных технологий для перспективного сверхзвукового гражданского самолета показан в программе «Военная приемка»
15 мая 2025
Токарь ОДК-СТАР занял призовое место на краевом этапе конкурса "Лучший по профессии"
15 мая 2025
На КнААЗ выросли стипендии
13 мая 2025
ОАК поставила Минобороны России новые самолеты Су-35С
13 мая 2025
«РТ-Техприемка» провела для студентов Московского Политеха «Неделю без турникетов»
13 мая 2025
С мая 2025 года на КнААЗ вновь выросла заработная плата
13 мая 2025
На Казанском вертолетном заводе прошел праздничный митинг в честь 80-летия Великой Победы
12 мая 2025
МС-21 прибыл в Жуковский для проведения сертификационных испытаний
12 мая 2025
В ЦАГИ прошёл митинг, посвящённый Дню Великой Победы
12 мая 2025
Сын Героя Советского Союза Михаила Девятаева посетил Казанский вертолетный завод
12 мая 2025
Победная летопись ЦАГИ: ветеранов Великой Отечественной войны наградили юбилейной медалью
12 мая 2025
В ОДК-УМПО прошли торжественные мероприятия в честь 80-летия Победы
12 мая 2025
Около тысячи школьников и студентов побывали в цехах ОДК-СТАР в рамках "Недели без турникетов"
7 мая 2025
«Яковлев» переоборудовал девять SSJ-100 авиакомпании «Россия»
7 мая 2025
«Вертолеты России» впервые провели акцию «Бессмертный полк» в небе
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».