× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 18.04.2025
Источник: Технология машиностроения MASHNEWS

"Модная, большая яхта": что ждут от вертолета Ми-38-2 после модернизации

Минпромторг заплатит более 1,7 млрд рублей подрядчику за обновление многоцелевого вертолета Ми-38-2. Эту машину начали создавать еще во времена СССР, и никто не может точно сказать, сколько денег в его разработку уже вложили. Что хотят от вертолета теперь?
Фото: dzen.ru
Проверки и испытания

Создание вертолета Ми-38 началось более 30 лет назад. Выпущено 4 опытных и 9 серийных бортов. Сейчас Минпромторг хочет внести корректировки в характеристики вертолета. Подрядчик станет известен после 23 апреля. На проведение работ по модернизации Ми-38 отводят 2,5 года.

Как сказано в документах Минпромторга к этой закупке, в 2021-2024 годах выполнены работы, которые обеспечили полеты вертолета с использованием отечественного пилотажного комплекса (ПКВ-38) со скоростью до 300 км/ч на высоте до 6300 метров. А также возможность эксплуатации Ми-38-2 с увеличенной взлетной массой до 16,5 тонн с площадок ограниченных размеров (25х25 метров, находящихся на высотах до 1000 метров).

Теперь необходимо адаптировать в конструкцию вертолета комплектующие отечественного производства, расширить эксплуатационные характеристики Ми-38-2, увеличить ресурс агрегатов и систем вертолета для успешного продвижения его на внутреннем и мировом рынках.

В частности, нужно модернизировать воздухозаборники двигателей ТВ7-117В и провести наземные и летные испытания с оценкой влияния отечественного пылезащитного устройства на работоспособность силовой установки. Также надо модернизировать отечественный информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пилотажный комплекс, бортовую систему контроля. Запланированы работы по применению в гражданском вертолете Ми-38-2 отечественных комплектующих, которые разрабатываются для транспортно-десантного вертолета Ми-38Т.

Подрядчик должен провести стендовые и летные испытания трансмиссии вертолета и его несущей системы, испытать вертолет со штатным и модернизированным рулевым винтом в условиях высокогорья (на высотах свыше 1000 метров) и при отказе одного из двух двигателей.

"Чтобы доказать способности вертолета выполнять такие полеты, нужно провести натурные испытания: выбрать высокогорную посадочную площадку, дождаться нужной погоды и выполнить взлет с имитацией работы только одного двигателя. Также будут подтверждать возможность продолжения полета в условиях обледенения", - рассказал изданию глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Ожидания от будущего подрядчика, а также причины очередной модернизации Ми-38 Минпромторг комментировать отказался.

После стендовых, наземных и летных испытаний и получения соответствующих одобрений, обновления должны внедрить в серийное производство.

"Для пилота лучше, чем Ми-38, конечно, нет. Он отвечает всем требованиям безопасности - он надежный. Самая основная сейчас драка за ресурс идет. Они (европейцы) ушли очень далеко. Все наши новые самолетики в одночасье стали "сырыми". Представьте, вертолет (Ми-38) задуман в 1981 году, в 2015 году его только сертифицировали - сколько он "затащил" государственных денег. И вдруг сейчас он становится "сырым". Это чисто политические решения. Но заниматься этим надо. Я верю, что Ми-38 будут все покупать", - говорит летчик-испытатель, заслуженный пилот РФ Вадим Базыкин.

Французские и американские корни

Вертолет Ми-38 - многоцелевая машина, которую можно использовать для перевозок груза или пассажиров, проведения спасательных операций и в качестве летающего госпиталя. Этот вертолет стал первым в стране, который проектировался и изготавливался согласно международным нормам и стандартам.

Первые работы над проектом начались в начале 1980-х в Казанском филиале КБ Миля, позже - в Московском бюро им. Миля. Но скоро, из-за прекращения финансирования опытно-конструкторских разработок, решили создавать вертолет в международной кооперации. В 1994 году появилось российско-французское совместное предприятие "Евромиль" с европейскими вертолетостроителями (Airbus Helicopters), которое взялась за проект. Позже европейцы покинули компанию, и над Ми-38 работали только российские конструкторы.

Тогда еще использовали силовую установку американской разработки PW127TS (Pratt & Whitney Canada), но после введения Канадой ограничений на поставку двигателей, в 2008 году Россия перешла на российские ТВ7-117В разработки АО "Климов". Следующим шагом было исключение и других зарубежных комплектующих из конструкции машины. Таким образом, проект Ми-38 прошел импортозамещение раньше, чем новые российские гражданские самолеты.

Первый шестиминутный полет многоцелевого Ми-38 состоялся 22 декабря 2003 года на аэродроме Казанского вертолетного завода. Его выполнили летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.

Справка MASHNEWS
• Ми-38 является четырехкратным рекордсменом. В 2012 году на XIV чемпионате по вертолетному спорту летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высоту в 8600 метров. Там же поставили еще один рекорд - по скороподъемности без груза на высоту в три километра за шесть минут в классе E-1h. В том же 2012 году машина установила рекорд подъема коммерческого груза весом в одну тонну на высоту 8000 м. Четвертой абсолютной победой стал подъем груза в две тонны на высоту 7020 м.
• Модель Ми-38-2 - усовершенствованная в 2011 году версия Ми-38. Цифра "2" говорит не только об отечественном двигателе Климова ТВ7-117, а также о максимальном взлетном весе в 16,5 тонн, возможности взять до 30 пассажиров, шесть тонн на внешней подвеске и пять тонн внутри грузового отсека. Любой груз он перевозит со скоростью 290 км/час на расстояние 1200 км.
• В марте 2021 году в карту данных сертификата типа Ми-38 ввели новую модель Ми-38-4 с модифицированной кабиной экипажа и конвертируемым салоном.

Лучшее в Ми-38

Возможности вертолета Ми-38 позволяют работать на высокогорных площадках, при высоких и низких температурах. МИ-38 имеет систему централизованной заправки топливом, может перевозить груз как внутри кабины, так и на внешней подвеске. Вертолет имеет большой грузовой люк в хвосте. Он обеспечен лебедкой и поднимает грузы до 300 кг. Пассажирский вариант оборудован буфетом и туалетом, перевозит до 30 пассажиров, В спасательной версии - восемь пар медицинских носилок.

Ми-38 сконструировали с одним винтом, оснащенным шестью лопастями. Рулевой винт имеет четыре лопасти. Расположение силовой установки в задней части машины позволяет осуществлять безопасную посадку при авариях. В случае поломки масляной системы Ми-38 может работать еще около 30 минут. Топливные баки разместили в полу грузового отсека, что исключает растекание нефтепродукта в случае падения. При аварийной ситуации над водой включается система приводнения. Всю систему управления оснастили гидроусилителями, облегчающими работу пилотов. На Ми-38 поставили автопилот, систему навигации и современные приборы по вычислению метеорологической ситуации.

"Это революционная машина. Во-первых, там применена совсем другая схема - двигатели за редуктором, икс-образные лопасти, хвостовой винт. Он держит любой удар с высоты 17 метров без работы двигателя, шасси не дают ему возможность пробить топливные баки, и, соответственно, снижаются риски пожара. В нем три дублирующие гидросистемы. У него энергопоглощающие пассажирские кресла. Он отвечал всем требованиям безопасности, которые предъявлялись не российскими ведомствами, а ИКАО (Международная организация гражданской авиации).", - рассказал Базыкин.

Модернизацию вертолета проводили в 2004-м, 2008-м, 2011-м, 2014-м, 2015-м и 2023-м годах. Вадим Базыкин так оценивает эту работу.

"Это и хорошо, и с другой стороны, не очень хорошо, потому что любой проект должен быть реализован. Если нет, он просто удорожается. На сегодняшний день вертолет Ми-38 получился с сумасшедшей себестоимостью. И сегодня это просто модная, большая яхта за 1,7 млрд рублей, его стоимость оценивается порядка 17-18 млн долларов", - сказал эксперт.

Стоимость Ми-38 выше в три раза, чем цена вертолета Ми-8. И в полтора раза больше, чем Ми-171.

Продолжим о недостатках

Наряду с преимуществами, у Мии-38-2, помимо высокой стоимости, есть и другие недостатки. Вадим Базыкин рассказывает, что вертолетом может управлять один летчик за счет большого обзора (полет с двумя летчиками, в основном, осуществляется при перевозке пассажиров). Однако внедрение в конструкцию Ми-38 стеклянной кабины стало "слабым местом".

"При морозах нужно ее отогревать долго. Необходима инфраструктура в виде печи -редуктор нужно нагреть до температуры +30 градусов. Нужно отогреть все приборы, чтобы они начинали работать и не отказали в полете", - поделился эксперт.

Сейчас Ми-38-2 работают на Колыме, и у машины, по словам Базыкина, появились "детские болячки".

"Авионикой мы немножечко проигрываем. Но я думаю, что год-два, и вытащим ее. Поскольку слишком много автоматики, она начинает вмешиваться в управление -задирать нос на кабрирование, либо на пикирование опускать ему нос, либо кренами. Такие "ошибочки" происходят и на Боингах, и на Аэробусах", - уточнил летчик.

Из-за электроники "проседает" безопасность вертолета в сложных метеорологических условиях - при пыльном или снежном вихрях. У европейских собратьев имеется волшебная кнопка, нажав которую, вертолет взмывает ввысь, обходя порывы ветра.

В целом показатели по максимальной взлетной массе, скорости, дальности полета и т.д., которые ставили перед собой разработчики Ми-38, достигнуты, говорит Олег Пантелеев. Несколько меньше ожидаемой стала грузоподъемность при перевозке груза на внешней подвеске, однако не исключено, что в будущем и эту характеристику подтянут. В любом случае, Ми-38-2 значительно превосходит своих предшественников Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 с точки зрения производительности, считает эксперт.

После модернизации возможности вертолета расширятся.

"Будет подтверждена возможность выполнения полетов в сложных условиях (взлет с горных посадочных площадок, полеты в условиях обледенения даже при отказе одного из двух двигателей), а также улучшатся ресурсные показатели, то есть различные дорогие и трудоемкие работы по обслуживанию трансмиссии нужно будет выполнять реже", - добавил Пантелеев.

А кто покупатель?

Вертолет Ми-38 - уникальное предложение, однако в России позволить себе эту машину могут немногие. За рубежом ситуация иная: интерес к вертолету есть у заказчиков в Китае, Индии, Малайзии, Африке, Бразилии, Аргентине, в том числе и потому, что цена на иностранные машины в разы выше.

На зарубежном рынке Ми-38 представили лишь в 2019 году - на выставке Dubai Airshow. В 2021-2022 годах "Рособоронэкспорт" заключил контракты на поставку вертолетов иностранным заказчикам.

Начало серийного производства откладывали несколько раз. Собирались начать в 2009 году, потом в 2015-м. В итоге серийное производство стартовало в начале 2018 года, в конце 2019 года на баланс Министерства обороны РФ поставили два вертолета.

В конце 2023 года сообщали, что в период 2024-2030 годов выпуск двигателей ТВ7-117В составит 86 единиц, 78 из которых установят на вертолеты Ми-38. С учетом того, что в машине два двигателя, количество выпущенных вертолетов для отечественных авиакомпаний до 2030 года, следовательно, будет равняться 39.

В начале 2024 года у Ми-38 появился первый коммерческий эксплуатант - региональный перевозчик из Магаданской области - госпредприятие "Авиация Колымы".

К слову, именно Ми-38 подарил Владимир Путин в 2022 году президенту Республики Зимбабве Эммерсону Мнангагве.

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России
Совет по неразрушающему контролю в гражданской и экспериментальной авиации

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
12 ноя 2025
Ростех: дальность полета МС-21 покрывает потребности перевозчиков
12 ноя 2025
«Калашников» впервые представит интегрированные в единый комплекс беспилотники СКАТ 350 М и «КУБ-2Э» на выставке в Дубае
12 ноя 2025
Ростех создал первый отечественный шлифовальный станок для обработки критически важных деталей авиадвигателей
12 ноя 2025
В Москве на Транспортной неделе покажут учебно-тренировочный самолет Tango S7 Group
12 ноя 2025
В Казани планируют создать научно-производственный центр беспилотных авиасистем
12 ноя 2025
Ученые РГАТУ имени П.А. Соловьева получили патент
12 ноя 2025
Разработка ученых ускорит восстановление воздушных судов
11 ноя 2025
Ростех впервые представит Як-130М и импортозамещенный «Ансат-М» на Dubai Airshow 2025
11 ноя 2025
MWM сообщил об уникальной возможности подавления ПВО российскими Су-57
11 ноя 2025
Россия передаст Индии лицензию на выпуск истребителя пятого поколения
11 ноя 2025
Кубанские авиаторы помогут уральским авиастроителям доработать самолет «Байкал»
11 ноя 2025
10 проектов школьников прошли в финал конкурса МАИ и СоюзМаш "Я - конструктор будущего"
11 ноя 2025
Первый в КНР пассажирский дирижабль начнут использовать в 2026 году
11 ноя 2025
Airbus собрала первый A350-1000ULR для сверхдальних рейсов
10 ноя 2025
"Рособоронэкспорт" за 25 лет поставил за рубеж 900 самолетов и 1 300 вертолетов
10 ноя 2025
Андрей Жуковский: "Ту-214 - не конкурент МС-21"
10 ноя 2025
Небесный богатырь. Как "Руслан" из Ульяновска мир покорил
10 ноя 2025
От чертежей до испытаний: студенты Луховиц пройдут полный цикл оборонного производства
10 ноя 2025
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
10 ноя 2025
Первый в мире: в чем уникальность разработок МАИ в области электроракетных двигателей
7 ноя 2025
Поправки в проект бюджета предусматривают 2,6 млрд рублей на беспилотные авиасистемы
7 ноя 2025
В НГТУ НЭТИ разрабатывают методику анализа авиационных многослойных конструкций на прочность и устойчивость
7 ноя 2025
КНИТУ-КАИ посвятил лицеистов "Галактики" в авиаинженеры
7 ноя 2025
Институт авиамашиностроения и транспорта ИРНИТУ отпраздновал 65-летие
12 ноя 2025
Опытные двигатели ПД-8 для «Суперджета» наработали свыше 4000 часов в ходе испытаний
12 ноя 2025
Предприятия «Вертолетов России» во время «Недели без турникетов» посетили пяти тысяч школьников и студентов
12 ноя 2025
На У-УАЗ прошла "Неделя без турникетов" для детей и подростков
11 ноя 2025
ЦАГИ выступил соорганизатором Рахматулинских чтений
11 ноя 2025
"РТ-Техприемка" разработала единую систему управления промышленными роботами
11 ноя 2025
ЦАГИ принял участие в международной конференции ФизикА.СПб
10 ноя 2025
Новый «Суперджет» с ПД-8 успешно прошел испытания в «бассейне» на защиту двигателей от воды
10 ноя 2025
Генеральный директор ГосНИИАС С.В. Хохлов принял участие в праздновании 100-летия со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова
7 ноя 2025
ОАК поставила Минобороны России очередную партию новых Су-34
7 ноя 2025
ЦАТ и МАИ расширяют сотрудничество в сфере подготовки специалистов по аддитивным технологиям
7 ноя 2025
Новая образовательная программа «Перспективы развития современного самолётостроения» для ОАК стартует на базе Московского авиационного института
7 ноя 2025
Специалисты ЦИАМ представили на конференции конгресса «Русский инженер» возможности своего IT-продукта
7 ноя 2025
Инновационные подходы к цифровизации авиастроения: ГосНИИАС на форуме «ИТОПК-2025»
7 ноя 2025
Свыше 11 тысяч школьников и студентов побывали в ОДК-УМПО на «Неделе без турникетов»
7 ноя 2025
ОДК-Сатурн развивает инженерные навыки у молодежи
6 ноя 2025
ЦИАМ принял участие в IV Российско-Китайском научно-техническом форуме «Наукоемкие технологии: от исследований к внедрению»
6 ноя 2025
"РТ-Техприемка" обсудила с госкорпорациями России уровень готовности отечественной промышленности к роботизации
6 ноя 2025
Завершена подготовка программы конференции ICAM-2025
5 ноя 2025
ОАК передала ВКС России новую партию истребителей Су-35С
5 ноя 2025
На петербургском предприятии ОДК-Климов назначен новый руководитель
1 ноя 2025
Министерство транспорта РФ отметило вклад ЦИАМ в «экологическую» позицию России в ИКАО
1 ноя 2025
"РТ-Техприемка" представит робототехнический комплекс для 3D-сканирования на премии "Приоритет-2025"
1 ноя 2025
Циамовцы обсудили вопросы технологических возможностей создания необходимого компрессорного оборудования в г. Казань
1 ноя 2025
В ОДК-Климов обсудили обучение теории решения изобретательских задач при подготовке инженеров
31 окт 2024
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2023 года
1 ноя 2023
Торжественная церемония награждения конкурса "Авиастротель года" по итогам 2022 года
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Анкета члена САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».