Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 09.09.2016
Источник: inosmi.ru (Оригинал The National Interest)

У России есть свой собственный B-52 // Ту-95, может, и стар, но обладает большой мощностью

В мире мало таких особенных самолетов, как массивный четырехмоторный стратегический бомбардировщик и морской патрульный самолет Ту-95 с его гигантской топливозаправочной штангой, похожей на рог единорога, из-за которой он смахивает на чудовище из доисторических времен. Ну, или из периода после окончания Второй мировой войны, когда он появился на свет.

Внешний вид Ту-95 не должен вас обманывать. Он находится на вооружении вот уже 60 с лишним лет, потому что в мире мало таких машин, которые могут сравниться с ним по дальности и продолжительности полета с мощной боевой нагрузкой. Можно сказать, что Ту-95 — это российский В-52, но с уклоном в сторону морского патрульного самолета, который имеет привычку "стучать в двери" береговых систем ПВО в Европе, Азии и Северной Америке.

Ядерный бомбардировщик холодной войны

"Медведь", как его называют в НАТО, родился из стремления Советского Союза создать свои собственные силы бомбардировочной авиации, не отстающие от тех, которые сформировали Соединенные Штаты Америки в годы Второй мировой войны. Советские стратеги в 1950 году попросили разработать четырехмоторный бомбардировщик, способный преодолевать 8 000 километров и наносить удары по целям в США всей своей бомбовой нагрузкой в 12 000 тонн.

Но реактивные двигатели того времени слишком быстро сжигали топливо. Поэтому конструкторское бюро Андрея Туполева разработало самолет с четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями НК-12 с винтами противоположного вращения.

У каждого двигателя НК-12 два винта, и второй вращается в направлении, противоположном первому. Это не только создает противодействие крутящему моменту, но и обеспечивает увеличение скорости. Поэтому винты противоположного вращения немного экономичнее. Но поскольку такие винты дороже в производстве и обслуживании, применяются они довольно редко. А тот шум, который производит Ту-95, замечают летчики истребителей и даже экипажи подводных лодок.

Но нетрадиционные двигатели Ту-95 полностью окупились и принесли свои плоды. Огромный Ту-95 является одним из самых быстрых винтовых самолетов среди действующих, поскольку он способен развивать скорость свыше 800 километров в час. Надо сказать, что кончики его винтов диаметром 5,8 метра вращаются со скоростью, немного превышающей скорость звука. "Медведь" также один из немногих винтовых самолетов со стреловидным крылом, что идет ему на пользу, позволяя летать с большей скоростью.

У Ту-95 также огромная емкость топливных баков, позволяющая ему пролетать без дозаправки более 14 тысяч километров. После первых серийных образцов появились более поздние варианты с характерной штангой для дозаправки в воздухе, что еще больше увеличило дальность полета этой машины. Обычно время патрулирования в период холодной войны составляло 10 часов, однако некоторые полеты Ту-95 длились почти вдвое больше.

Экипаж Ту-95 составлял от шести до восьми человек в зависимости от типа самолета. В него входили два пилота и два штурмана, а остальные его члены занимались системами вооружений и приборами обнаружения. У первоначальной версии Ту-95 было по две спаренных пушки калибра 23 миллиметра в нижней части фюзеляжа и в корме, а также одна в носовой части. Все они предназначались для обороны от истребителей противника. В эпоху ракет большой дальности класса "воздух-воздух" такое вооружение начало устаревать, и поэтому в более поздних моделях конструкторы избавились от всех пушек, кроме кормовой. (Справедливости ради надо сказать, что в небе над Вьетнамом стрелки кормовых пушек В-52 все-таки сбили два или три самолета.)

Первоначальная задача "Медведей" была предельно понятна: в случае перерастания холодной войны в войну "горячую" десятки Ту-95 должны были пересечь Северный полярный круг и сбросить атомные бомбы на США. Согласно расчетам, даже если значительная часть этих машин будет уничтожена американскими зенитными ракетами и истребителями ПВО, некоторые самолеты все-таки пробьются через полосу обороны.

У США имелись аналогичные планы на случай войны, и они были увековечены в фильме "Доктор Стрейнджлав". Но у СССР, в отличие от США, не было системы круглосуточного дежурства бомбардировщиков с ядерным оружием на борту.

Ту-95 также применялись при испытаниях ядерного оружия. Один самолет Ту-95В в 1961 году сбросил самую мощную ядерную бомбу на остров Северный. Это была 50-мегатонная Царь-бомба. Она была сброшена на парашюте и взорвалась в четырех километрах от земли, создав грибовидное облако высотой 60 километров. Ударная волна бросила Ту-95 на тысячу метров вниз, однако летчик сумел восстановить управление машиной и благополучно вернулся на аэродром. Перед полетом экипажу сообщили, что шансов пережить это испытание у них не более 50%.

Морские пираты

К началу 1960-х годов Советский Союз пришел к разумному выводу о том, что стратегические ядерные бомбардировщики, пытающиеся сбросить бомбы свободного падения на США, это чистой воды расточительство с учетом повышения эффективности средств ПВО и сравнительно низких затрат на баллистические ракеты, которые невозможно остановить. В связи с этим начали создавать новые версии Ту-95, предназначенные для решения иных задач.

Устранить такой недостаток бомбардировщиков как незащищенность от перехвата можно было за счет их использования в качестве платформы для крылатых ракет большой дальности. Вариант Ту-95К мог нести на борту огромную крылатую ракету в ядерном снаряжении Х-20, которую в НАТО обозначают как AS-3 Kangaroo. Дальность пуска у этой ракеты составляла от 300 до 600 километров, и она была похожа на бескрылый самолет (по сути дела, являясь таковым). Основой для нее послужил фюзеляж МиГ-19.

Кроме того, "Медведям" была поставлена задача следить за американскими авианосными ударными группами. Даже при наличии самых современных и совершенных приборов обнаружения найти и отследить корабль на огромных океанских просторах было крайне трудно. Но в случае определения местонахождения такой авианосной ударной группы США ее можно было разбомбить посредством армады бомбардировщиков наземного базирования. "Медведь", способный часами летать над океаном и следить за огромными территориями, был идеальным средством для определения местонахождения американских кораблей и для отслеживания их перемещений.

Для выполнения задач такого рода был специально создан самолет дальней морской разведки и целеуказания Ту-95РЦ. В его подфюзеляжном контейнере размещалась РЛС обзора морской поверхности, а за кормовым орудием — прозрачный смотровой выступ для наблюдения.

В случае войны полезно не только следить за перемещениями флотов. Использование Ту-95 также являлось психологическим приемом, который демонстрировал, насколько ВМС противника уязвимы для воздушного нападения. Американские самолеты палубной авиации очень часто поднимались по тревоге на перехват надоедливых "Медведей". Многочисленные фотографии встреч Ту-95 и истребителей в небе стали настоящей иконой эпохи холодной войны.

Варианты Ту-95

Существует множество экспериментальных версий Ту-95, в том числе, Ту-95ЛАЛ с ядерной силовой установкой, а также Ту-95К для транспортировки и пуска истребителей МиГ-19.

Среди запущенных в серийное производство моделей следует отметить самолет Ту-95МР для стратегической фото- и радиотехнической разведки, а также усовершенствованные версии Ту-95К и КМ, обладающие более современными приборами обнаружения и способные производить пуск ракет Х-22.

Со временем Советский Союз на базе Ту-95 разработал специализированный самолет противолодочной разведки Ту-142. Причиной для его создания стал страх перед новой баллистической ракетой подводного пуска Polaris, первые пробные испытания которой из подводного положения прошли в 1960 году. Отличительной особенностью Ту-142 является его противолодочный комплекс "Беркут" с РЛС обзора морской поверхности и целеуказания. В хвостовой части размещается детектор магнитных аномалий, помогающий в поиске подводных лодок. Ту-142 немного длиннее базовой версии, что позволяет разместить в нем все необходимые приборы.

Во времена холодной войны их приходилось неоднократно модернизировать, дабы не отстать от подводного флота США. В сегодняшнем варианте Ту-142МЗ могут применяться усовершенствованные радиогидроакустические буи РГБ-16 и РГБ-26. Он также оснащен более мощными двигателями. Ту-142 неоднократно и весьма успешно обнаруживал американские подводные лодки, после чего на протяжении длительного времени следил за ними. Было также изготовлено два специальных самолета Ту-142МР для связи с российскими субмаринами.

В российской морской авиации Ту-142 используются до сих пор. Один такой самолет был недавно замечен в Сирии. Они либо следил за позициями сирийских повстанцев, либо наблюдал за перемещениями американского флота.

В ВМС Индии с 1988 года действуют восемь самолетов Ту-142МК. Правда, в ближайшем будущем им на смену придут 12 самолетов P-8I Poseidon.

На базе "Медведя" был также разработан первый в России самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения Ту-126. А еще он стал основой для авиалайнера Ту-114, который в 1959 году за 11 часов беспосадочного полета перевез Хрущева из Москвы в Нью-Йорк. Но сегодня эти модели уже не летают.

Кроме Ту-142, на вооружении в России остается чуть больше 50 самолетов Ту-95МС, созданных на базе планера Ту-142. Они используются в качестве носителя крылатых ракет и могут осуществлять пуски Х-55, или AS-15 по натовской классификации. Недавно эти машины были модернизированы, и теперь каждая может нести на борту 16 таких ракет. А еще они были оснащены новыми системами навигации и целеуказания. Существует много вариантов ракеты Х-55, как в обычном, так и в ядерном снаряжении, а их дальность составляет от 300 до 3 000 километров.

Вариант Ту-95МСМ может осуществлять пуски крылатых ракет-невидимок Х-101 и Х-102, которые летят на малой высоте над поверхностью воды и обладают пониженной эффективной поверхностью рассеяния. Такие ракеты могут наносить удары по целям на удалении до 5 500 километров.

Но несмотря на смертоносную боевую нагрузку, "Медведи" страдают от своего возраста. Летом 2015 года все самолеты этого типа были на короткое время поставлены на прикол, когда произошло их второе крушение за два года.

Самолеты Туполева сегодня

"Медведь" и в 21-м веке летает в небе над Тихим и Атлантическим океаном. Одну из его главных задач можно описать так: троллинг других стран.

Ту-95 были замечены на небольшой высоте у побережья Англии, в 50 милях к западу от Калифорнии, в опознавательной зоне противовоздушной обороны Аляски, а также в японском воздушном пространстве. Когда самолет подходит на небольшое расстояние, по тревоге в небо поднимаются перехватчики. Но в основном Ту-95 не нарушают зарубежное воздушное пространство.

Путин в 2007 году возобновил воздушное патрулирование, которое было обычным делом в годы холодной войны. Теоретически это разведывательные полеты, но их главная цель состоит в напоминании другим странам о том, что Россия по-прежнему способна направить бомбардировочную авиацию с ядерным оружием на борту в их воздушное пространство.

Известно, что из-за регулярных полетов американских самолетов-шпионов RC-135 в небо на их перехват поднимаются китайские и российские истребители. Но RC-135 не может нести на борту никакое оружие.

Конечно, "Медведь" никоим образом нельзя назвать невидимкой, и он не в состоянии спастись от современных зенитных ракет. Но Ту-95 с крылатыми ракетами на борту и не надо приближаться к системе ПВО противника.

В ноябре 2015 года, то есть, спустя 59 лет после принятия на вооружение Ту-95 наконец принял участие в боевых действиях в качестве бомбардировщика. Видеокадры российского Министерства обороны, снятые осенью прошлого года, показывают пуски крылатых ракет с борта "Медведя" по позициям сирийских повстанцев. Первое применение Москвой крылатых ракет воздушного и морского базирования весь мир истолковал как демонстрацию военного потенциала российской армии.

Сегодня в вооруженных силах России имеется разнообразный парк бомбардировщиков, способных нести гораздо большую полезную нагрузку и обладающих более высокой скоростью по сравнению с Ту-95. Но почтенный "Медведь" по-прежнему хорошо приспособлен к выполнению задач по доставке тяжелых крылатых ракет и по бдительному наблюдению в водах Тихого океана и Атлантики — особенно когда бесшумность и осмотрительность не нужны для выполнения задач, а прямо им противоречат.

Себастьен Роблин
Фото: © РИА Новости, О. Грачев



Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
18 апр 2024
ГТЛК назначили единственным поставщиком беспилотников по госконтрактам
18 апр 2024
Китайские палубные истребители
18 апр 2024
Пентагон планирует закупить до середины 2030-х годов не более 100 новых B-21 Raider
18 апр 2024
Разработчики внедрили ИИ в последнюю версию детектора дронов "Булат"
18 апр 2024
МАИ посетила делегация Министерства образования и подготовки кадров Вьетнама
18 апр 2024
«Росэлектроника» представила перспективные комплектующие для аппаратуры связи и навигации
17 апр 2024
"От винта!": о подготовке специалистов и научных проектах для создания вертолетов нового поколения
17 апр 2024
БПЛА MQ-25A может стать боевым
17 апр 2024
Деконфликтинг в небе: путь к безопасному воздушному движению
17 апр 2024
СТАН импортозаместил фрезерные станки для предприятий авиастроения и оборонной промышленности
16 апр 2024
Традиционными темами являются новые технологии и инновации в отрасли
16 апр 2024
В Иркутске собирают шестой летный экземпляр лайнера МС-21. Он первым получит и российское крыло, и отечественные двигатели ПД-14
16 апр 2024
Россия и Белоруссия подписали договор о производстве самолета "Освей"
16 апр 2024
Разработчик сообщил о внедрении ИИ в FPV-дроны "Пиранья" для работы ночью
16 апр 2024
В Белоруссии заявили о готовности наращивать производство авиакомпонентов
16 апр 2024
Новая поточная линия на авиазаводе "Авиастар"
16 апр 2024
Медицинский беспилотник "Аэромедик-30" испытали в Нижегородской области
16 апр 2024
Начал работу проект по расширению первого совместного предприятия Boeing в Китае
15 апр 2024
На ульяновских предприятиях ОАК завершилась стажировка для мастеров и инженеров-технологов
15 апр 2024
Российские истребители справятся с F-16, заявили в "Ростехе"
15 апр 2024
В РФ разработали FPV-дрон "Пиранья-13" с дальностью полета до 30 км
15 апр 2024
Пермские ученые придумали, как снизить риски авиакатастроф с помощью лазеров
15 апр 2024
Геоскан разработал гоночный FPV-дрон и симулятор полетов
15 апр 2024
Комитет Сената США проведет слушания о безопасности Boeing
18 апр 2024
В Технопарке ЦАГИ состоялась встреча со студентами-целевиками
18 апр 2024
ГосНИИАС принял участие в Общем собрании членов Ассоциации ГНЦ «НАУКА»
18 апр 2024
ОДК обсудит на Международном форуме в Рыбинске передовые технологии двигателестроения
18 апр 2024
В музее ОДК-Сервис ко Дню космонавтики прошла игра для школьников
17 апр 2024
В ЦАГИ прошла встреча с производителем отечественных композитов
17 апр 2024
Научно-техническое сопровождение создания нового SJ-100: ГосНИИАС в программе «Военная приемка»
17 апр 2024
ОДК-Сатурн знакомит жителей региона с производством авиационных двигателей
16 апр 2024
Памяти Анатолия Николаевича Квочура
16 апр 2024
Предприятие КРЭТ и Раменский колледж запустят совместную программу подготовки специалистов
16 апр 2024
В ЦИАМ провели заседание секции 66-й Всероссийской научной конференции МФТИ
16 апр 2024
Сотрудники ММП имени В.В. Чернышева получили награды Союза машиностроителей России
16 апр 2024
Спасение "Челюскинцев": полярная авиация встает на крыло
16 апр 2024
В ЦИАМ увековечили память о выдающемся ученом Б.Ф. Шорре
15 апр 2024
ОАК передала Минобороны России партию новых истребителей Су-35С
15 апр 2024
ОАК и ПРОФАВИА обсудили вопросы совместной работы
15 апр 2024
Союз и Лига обладают всем необходимым потенциалом для успешной реализации национальных проектов технологического суверенитета
15 апр 2024
Перспективы отечественного двигателестроения обсудили на производственном комплексе «Салют» в Москве
12 апр 2024
«Поехали!»: ЦАГИ – делу освоения космоса
12 апр 2024
Совещание Росавиации по гражданским авиадвигателям прошло в Перми
12 апр 2024
Выше неба: ГосНИИАС и отечественная космическая программа
12 апр 2024
Ученые ГосНИИАС обсудили аспекты разработки и внедрения искусственного интеллекта
11 апр 2024
Универсальное решение: ЦАГИ запатентовал изобретение комбинированной модели для аэродинамических испытаний
11 апр 2024
ОДК внедряет технологии дополненной реальности при сборке авиадвигателей
11 апр 2024
Система бережливого производства позволила ОДК сэкономить более полумиллиарда рублей
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».