Перейти на старую версию сайта
× О союзе Медиа Комитеты Контакты
Съезд авиапроизводителей России Участие в Международной Группе по качеству (IAQG) Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323) Публичные обсуждения документов Ежегодный конкурс «Авиастроитель года» Для членов Союза авиапроизводителей
Медиа Комитеты Контакты
+7(495) 125-73-73
Дата публикации: 21.10.2021
Источник: Журнал "АвиаСоюз"

О перспективных технологиях в авиастроении

Сергей Смирнов, член коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, заместитель председателя Совета по авиастроению коллегии ВПК РФ

Автор статьи после окончания в 1991 г. Даугавпилского высшего военного авиационного инженерного училища проходил службу в строевых частях ВВС и АРЗ ВВС.
Фото: globalnsk.ru/person
С мая 2005 г. - в авиационной промышленности. Участвовал в реализации различных программ по разработке и производству боевых самолетов марки "Су". Более 5 лет возглавлял Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова. С июля 2018 г. - по март 2021 г. - вице-президент по производству и техническому развитию ПАО "ОАК".

На современном этапе развития авиации внедрение передовых технологий (технических решений, процессов, методов, способов и новейших технических средств) является одним из важнейших факторов создания конкурентоспособных воздушных судов различного назначения.

Сегодня ведущие авиационные державы ориентируются не только на внешние конкурентные преимущества своей продукции, но и во многом на создание конкурентных условий, в которых она разрабатывается и производится.

В концептуальном плане этим вопросам уделено большое внимание в статье первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Андрея Ельчанинова "О прорывных направлениях в создании перспективных воздушных судов" (журнал "АвиаСоюз" № 3, 2021 г.), где автор отметил происходящие "большие революционные изменения, которые связаны с созданием и расширяющимся применением новых технологий, способных коренным образом изменить качественные показатели выпускаемых изделий, всю структуру и условия производства в направлении повышения его эффективности". Представляется необходимым раскрыть эту тему более подробно, опираясь на опыт ведущих производителей авиационной техники (АТ) в России и за рубежом.

Результаты анализа отечественных и зарубежных источников по тематике "современные и перспективные технологии разработки и производства авиационной техники" показывают, что многие передовые технологии не только разрабатываются, но и успешно внедряются и постоянно совершенствуются. По мере развития науки и техники появляются новые, более перспективные технологии.

Следует подчеркнуть, что технологии разработки и серийного производства в авиастроении должны находиться в тесной увязке, распространяться на все этапы жизненного цикла изделий АТ. В российских реалиях этому способствует продолжающийся процесс организационного объединения отечественных конструкторских бюро и серийных заводов, организации работ под единым руководством.

В данной статье хотел бы сделать акцент на внедрении передовых технологий именно в серийном производстве авиационной техники. Среди них можно выделить несколько основных групп:

информационные, в том числе цифровизация;
аддитивные технологии;
производство изделий из новых материалов, в том числе, композиционных;
механическая, электроэрозионная и другие виды обработки изделий;
применение лазерной и плазменной резки при производстве заготовок;
получение неразъемных соединений, с использованием, в том числе, электроннолучевой и лазерной сварки;
механизация и автоматизация сборочных процессов, в том числе с применением робототехники;
системный контроль и диагностика авиационных конструкций.

В рамках данной статьи уделим внимание лишь некоторым из них.

В последние годы наибольшее развитие и распространение в мировом авиастроении получили информационные технологии, применяемые, в том числе, и для решения задач технической (технологической) подготовки производства и поддержки его эффективного функционирования.

Глобальным и прорывным трендом в развитии информационных технологий в авиастроении является цифровизация. Ее основа - комплексное внедрение цифровых технологий и интеграция информационно-вычислительных ресурсов во все процессы создания авиационной техники.

Следует отметить, что отечественное авиастроение не стоит в стороне от этих важнейших системных процессов и также постепенно выходит на новый уровень развития информационных технологий, основанных, прежде всего, на цифровизации процессов создания авиационной техники на всех этапах ее жизненного цикла.

Приоритетной задачей цифровизации является выведение на новый уровень организации проектной и производственной работы. На это нацелена активно развиваемая в последнее время дисциплина управления знаниями (knowledge management). Здесь, необходимо понимать, что речь идет не только об управлении информацией, документами, материалами, но и об управлении компетенциями специалистов, их опытом.

Процесс цифровизации опирается на большое число разнообразных "умных" устройств, встроенных как в изделия и их компоненты, так и производственное оборудование. Новые условия авиастроения предполагают создание огромных массивов разнородных данных, которые требуют приведения к единой многомерной и динамической системе. В связи с этим для повышения конкурентоспособности отечественной АТ на мировом рынке разработчикам и изготовителям авиационной техники необходимо переосмысливать подходы к проектированию, производству и испытаниям летательных аппаратов, используя новые технические решения и перспективные материалы.

Сегодня практически всеми предприятиями авиационной промышленности России ведутся работы по совершенствованию технологии управления процессами создания образцов АТ в электронном виде, процедур электронного согласования выпускаемой конструкторской документации (КД). Отрабатываются и реализуются технологии передачи документации в электронном виде на заводы-изготовители и сопровождение изделий на этапе производства.

Примерами реализации такого подхода стали проекты по созданию самолетов SSJ, T-50, MC-21 и др. Электронный состав изделия в информационной системе управления конструкторско-технологическими данными позволил оперативно формировать перечни материалов, нормалей и ПКИ на стадии подготовки производства и строительства самолетов.

В настоящее время большинство предприятий авиастроения обеспечены современным парком компьютерной техники, который вырос по сравнению с 2010 г. в несколько раз. Закуплено и внедрено программное обеспечение, позволяющее закрыть большинство задач предприятий.

В основных производственных подразделениях установлены терминалы сбора данных и системы ассистирования, позволяющие в режиме реального времени получать информацию о ходе производства, загрузке оборудования и персонала. Созданы и постоянно обновляются базы данных на всю номенклатуру выпускаемых изделий, используемых материалах, трудовых нормативах, технологических процессах изготовления, сборки и испытаний.

Все это в полной мере относится как к головным предприятиям, так и к организациям-изготовителям и поставщикам систем, агрегатов и комплектующих изделий.

Внедрение в авиастроении цифровых технологий способствует более широкому применению и развитию аддитивных технологий, которые в последнее время становятся одними из самых передовых и востребованных в авиационном мире.

Аддитивные технологии (Additive Manufacturing - от слова аддитивность - прибавляемый) - это послойное наращивание и синтез объекта с помощью компьютерных 3D-технологий. В современной промышленности применяются несколько разных процессов, в результате которых моделируется 3D-объект.

В авиастроительной отрасли наибольшее применение получила лазерная наплавка металлов за счет повышенной экономичности и возможности изготовления деталей сложной геометрии за один установ, например, "завихритель" для перспективного двигателя ПД-14 (ранее изготавливался из деталей путем последовательной их пайки).

Речь может идти о сокращении затраченного времени на половину и выше, а также снижении объема отходов во весу сразу на несколько порядков. Что не менее важно, любые ошибки конструкторов могут быть замечены и исправлены на ранних стадиях производства. При этом корректировка не потребует дорогостоящей перенастройки производственных линий, достаточно лишь изменить цифровую модель.

Новые возможности позволяют конструкторам по-новому смотреть на конструкцию авиационных систем. Например, выборочная лазерная плавка или спекание дают возможность создавать пористые детали, структурно напоминающие строение костей птиц. Как результат, детали получаются значительно более легкими, но при этом сохраняют необходимую прочность.

В статье приведены лишь некоторые примеры эффективности внедрения аддитивных технологий в авиастроении. Ожидать появления полностью или почти полностью печатных воздушных судов в течение ближайших лет вряд ли правильно. Однако явно прослеживается тенденция постепенного наращивания использования 3D-печатных компонентов в конструкции воздушного судна.

Значительный прогресс в последние годы достигнут и по применению в конструкции воздушных судов новых материалов, в первую очередь, композиционных. Он связан как с совершенствованием самих материалов в направлениях увеличения их жесткости, надежности и технологичности, так и с разработкой специализированного оборудования для изготовления соответствующих изделий и их компонентов.

Композитные детали используются едва ли не на всех современных отечественных боевых самолетах: от многоцелевого Су-35С до самолета пятого поколения Су-57. На композитные детали последнего приходится четверть сухой массы самолета. Прежде всего, они используются в обшивке. Так, 70% внешней площади истребителя выполнено из композитов. Специфика технологий их изготовления позволила упростить конструкцию планера и уменьшить число необходимых деталей.

Новые материалы широко используются и в беспилотной авиации. Если легкие БПЛА обходятся пластиковыми корпусами, то на более тяжелых активно применяются композитные агрегаты сложных форм и конфигураций, в том числе в конструкции планера нового БПЛА "Орион" Схожие подходы применяются и при разработке других современных БПЛА среднего и тяжелого классов.

В гражданской авиации существенный объем использования в конструкции композиционных материалов достигнут при создании среднемагистрального лайнера МС-21, что сопоставимо с лучшими зарубежными образцами гражданской АТ.

Необходимо также сказать о новом поколении механообрабатывающего оборудования - обрабатывающих центрах с ЧПУ, которые по основным показателям стали более чем на порядок эффективнее по сравнению с оборудованием производства 1970-1980-х гг. Это достигнуто за счет внедрения всеракурсной ориентации инструмента относительно детали и совмещения в одном станке основных операций механической обработки.

В итоге минимизируется число переустановок детали при финишном качестве и точности обработки, исключающим трудоемкую ручную доработку. При этом время и трудозатраты на изготовление детали сокращаются в три раза и более.

Выбор конструктивно-технологических решений станочного оборудования имеет важное значение для производства конкретного образца АТ. Конструкция элементов самолета напрямую влияет на выбор характерных размеров и конструктивно-технологических характеристик станочного оборудования. Так, заложенные в конструкцию самолета МС-21 прогрессивные конструкторские решения требуют пересмотра традиционных технологий изготовления и существенного обновления технологического оборудования.

В свою очередь, возросшие технологические возможности нового оборудования обусловили постоянное расширяющееся с начала 2000 гг. оснащение заводов-изготовителей АТ обрабатывающими центрами с современными ЧПУ зарубежного и отечественного производства. По информации одного из лидеров российского рынка станкостроительного оборудования Группы компаний ООО "СТАН", только в 2018-2020 гг. предприятиям авиастроения поставлено современной станкоинструментальной продукции, не уступающей лучшим зарубежным образцам, более 60 единиц на более 2,2 млрд руб.

В мировом бизнесе компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Инновации могут проявляться в новом процессе производства, в нашем случае, во внедрении новых IT-решений в авиастроении.

К сожалению, часто внедряемые российскими предприятиями-изготовителями АТ инновации на деле оказываются достаточно простыми и небольшими обновлениями, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на крупном технологическом прорыве. Даже замена устаревшего технологического оборудования новым, как правило дорогостоящим, зачастую не дает ожидаемого эффекта, так как система управления производством предприятий не всегда соответствует современным требованиям.

В этом контексте важно отметить, что освоение и внедрение новых технологий производства АТ требует наличия высокоподготовленных специалистов, обладающими знаниями и навыками не только в своей специальности, но и ряде смежных областей, в первую очередь IT-технологии. На мой взгляд, уже сейчас необходимо пересмотреть, доработать действующие и, при необходимости, разработать актуальные программы подготовки специалистов в авиационных вузах с учетом влияния новых факторов и возможного появления новых специальностей на стыке разработки и производства перспективной авиационной техники.

Управление авиационным производством становится все более технологичным, требующим специальных инженерных знаний, особенностей создания и применения авиационных технологий, алгоритмов перехода от конструкторской документации к конечному системному высокотехнологичному продукту, каковыми являются современные и перспективные самолеты, вертолеты, авиационные двигатели. Поэтому в целях обеспечения эффективности управления в авиастроительной отрасли при принятии решений по расстановке кадров крайне важно обеспечить приоритет принципа профессиональной подготовки и опыта работы того или иного кандидата на замещение вакантной должности.

В заключение хотел бы отметить, что перспективные технологии в производстве важны не сами по себе. Их разработка и реализация имеют главной своей целью увеличение количества выпускаемой АТ (объемов производства) при повышении ее качества и надежности. Поэтому только за счет прорыва в разрабатываемых и реализуемых технологиях (базовых и, особенно, критических) могут быть выполнены задачи по модернизации воздушных судов и созданию перспективных образцов авиационной техники.

Чрезвычайно актуально из всего перечня базовых и критических промышленных технологий выделить именно критические (прорывные) технологии для каждого перспективного образца АТ и обеспечить финансирование работ по их внедрению.

Вопросы, рассматриваемые в статье, постоянно находятся в поле зрения и на контроле коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и ее Совета по авиастроению.

Надеюсь, что мои коллеги из других подотраслей авиационной промышленности более подробно затронут вопросы, связанные с внедрением прорывных технологий, в том числе цифровизации, как одном из важнейшем направлений (технологий) развития современного авиастроения.

Сергей Смирнов

Съезд авиапроизводителей России
Технический комитет «Авиационная техника» (ТК 323)
Публичные обсуждения документов
Ежегодный конкурс «Авиастроитель года»
Для членов Союза авиапроизводителей России

Медиа

Новости
От членов САП
Фото
Видео
28 мар 2024
Иран показал свой новый беспилотник
28 мар 2024
В Омске разработали станок для производства шин к самолету Ту-214
28 мар 2024
Разработчик БПЛА "Альбатрос" рассказал о его роли в отражении атак ВСУ на границу РФ
28 мар 2024
Призраки в небе: стелс-технологи на службе военной авиации
28 мар 2024
С отечественной начинкой: вертолет Ка-62 стал еще более патриотичным в Приморье
28 мар 2024
В Белоруссии будут производить продукцию из композитных материалов для авиастроения
28 мар 2024
Американские аналитики заявили, что проблемы Boeing не ограничены самолетами
28 мар 2024
Nikkei: Япония планирует еще одну попытку разработать собственный пассажирский самолет
27 мар 2024
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями
27 мар 2024
Минпромторг до 12 апреля ждет заявок на гранты на сертификацию беспилотных систем
27 мар 2024
Вузы России и Китая займутся гибридными двигателями БПЛА на базе водородных технологий
27 мар 2024
Скажутся ли перестановки в руководстве Boeing на качестве продукции?
27 мар 2024
Займет место сверхзвукового "Конкорда": самолет XB-1 поднялся в воздух
27 мар 2024
В ПНИПУ нашли баланс в создании деталей для авиадвигателей
27 мар 2024
Кабмин Японии разрешил экспорт истребителей нового поколения в третьи страны
26 мар 2024
Пять поколений истребительной авиации
26 мар 2024
В Крыму инженеры разработали аналоги комплектующих для Superjet и МС-21
26 мар 2024
Платформа Superjet: как создается новая модификация самолета SJ-100
26 мар 2024
Министр транспорта РФ Виталий Савельев посетил филиал ПАО «Ил» – Авиастар
26 мар 2024
Рейтинг лучших: какие истребители имеют самые мощные двигатели
26 мар 2024
Ростех обсудил вопросы подготовки инженеров в рамках нацпроекта "Кадры"
26 мар 2024
Эксперт заявил, что новый истребитель J-35 КНР имеет преимущество над конкурентом США
26 мар 2024
NI заявил о возможной победе Су-27 над F-15 в воздушной дуэли
26 мар 2024
Ростех: кабина Superjet с новой российской авионикой стала удобней для пилотов
28 мар 2024
Ученые ГосНИИАС приняли участие в деловой программе тематического дня выставки-форума «Россия»
28 мар 2024
Изобретения «Салюта» взяли «золото» и «бронзу» на «Архимеде»
28 мар 2024
На Байконур за новым опытом
28 мар 2024
Открыта регистрация на форум "Российская современная авионика-2024"
28 мар 2024
Разработки ОДК-УМПО отмечены медалями на международном салоне изобретений "Архимед"
28 мар 2024
От школьника до профессии инженер
27 мар 2024
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
27 мар 2024
Учебный центр ОДК-СТАР получил лицензию на образовательную деятельность
26 мар 2024
ЦАГИ принял участие в школе-семинаре «Аэродинамика и динамика полета летательных аппаратов»
26 мар 2024
"Вертолеты России" передали вертолет Ми-8МТВ-1 для краснодарской авиакомпании
26 мар 2024
Двигатели ОДК отправили международный экипаж на МКС
25 мар 2024
ОАК проводит форум студентов-целевиков в Доме молодежи на ВДНХ
25 мар 2024
Уникальные изделия для отечественной авиации: "Аэросиле" - 85!
25 мар 2024
ИФК передала Ту-204 в эксплуатацию авиакомпании Red Wings
25 мар 2024
Впереди большая стройка
22 мар 2024
ОДК возведет в Перми новый корпус для испытаний агрегатов двигателей ПД-8 и ПД-14
22 мар 2024
От студента до академика: 23 года назад научный руководитель ГосНИИАС Е.А. Федосов стал лауреатом премии Правительства РФ
22 мар 2024
В СибНИА завершилась XXII Всероссийская школа-семинар по аэродинамике и динамике полета летательных аппаратов
22 мар 2024
ОДК открыла образовательное пространство в петербургском Политехе
22 мар 2024
ОДК представила инновационные разработки на международном салоне «Архимед»
22 мар 2024
В ЦАГИ прошли съемки познавательной программы "Знание - сила"
21 мар 2024
В ОДК-УМПО началась подготовка новой группы мультиспециалистов
21 мар 2024
В ОДК-Сатурн определили лучших конструкторов в области инженерного дизайна CAD
21 мар 2024
У-УАЗ подписал коллективный договор на 2024-2025 годы
28 окт 2022
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2021 года
19 июл 2021
Торжественная церемония награждения конкурса «Авиастроитель года» по итогам 2019 года
8 ноя 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года. Часть 2 — Награждение.
22 окт 2019
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2018 года
19 сен 2018
Конкурс "Авиастроитель года" по итогам 2017 года
13 сен 2018
IV Съезд авиапроизводителей России
31 окт 2014
Заседание Наблюдательного совета НП "САП"
27 окт 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации НП "САП"
24 окт 2014
Заседание Комитета по аэронавигации НП "САП"
30 мая 2014
Второе заседание Комитета по Аэронавигации некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
30 янв 2014
Авиастроители договорились совместно разрабатывать профстандарты
27 янв 2014
Заседание Комитета по международному сотрудничеству в области развития и внедрения систем и средств аэронавигации
20 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 3.
19 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 2.
18 дек 2013
Церемония награждения победителей и лауреатов конкурса "Авиастроитель года" по итогам 2012 года. Часть 1.
12 дек 2013
Заседание Комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
10 дек 2013
Заседание Комитета по безопасности полетов
14 окт 2013
Заседание Комитета по аэронавигации
10 окт 2013
Заседание комитета по стандартизации, сертификации и управлению качеством
29 апр 2013
Съезд авиапроизводителей России
19 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 2
14 дек 2012
Конкурс "Авиастроитель года" Часть 1
29 мая 2012
Проведен Международный семинар "Безопасность полётов: техника, человек, среда – 2012"
28 мая 2012
НП "САП" провело годовое Общее собрание
20 апр 2012
50 лет научной деятельности отделения №4 ЛИИ (1962 - 2012)
7 июн 2011
Заседание Комитета по летной годности в НП "САП"
30 мая 2011
Заседание Наблюдательного совета и годовое Общее собрание членов САП
26 мая 2011
15-я Международная конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"
5 мая 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей"
11 апр 2011
Mежотраслевая конференция "Реализация в авиационной промышленности и гражданской авиации поправки 101 к приложению 8 "Летная годность воздушных судов" Конвенции о международной гражданской авиации"
5 мар 2011
Заседание Наблюдательного совета НП "Союз авиапроизводителей"
9 фев 2011
Заседание Комитета по научным исследованиям НП "Союз авиапроизводителей"
17 ноя 2010
Заседание Общего собрания и Наблюдательного советав НП "Союз Авиапроизводителей"
28 окт 2010
НП "Союз авиапроизводителей"и Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения":объединение на благо отрасли
5 окт 2010
7-я Международная специализированная выставка Aerospace Testing Russia 2010
30 сен 2010
IХ международный форум пользователей спецификации S1000D
26 апр 2010
14-я Конференция "Обеспечение качества и надежности авиационной техники"

Партнеры САП


Вход членам САП

Для входа в раздел "Для членов Союза авиапроизводителей России" необходимо ввести логин и пароль. Если у вас нет ещё логина и пароля, воспользуйтесь простой формой "Регистрации" (см. ниже). Пароль формируется вами самостоятельно.

Забыли свой пароль?

Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по email.

Вступить в САП
Нажимая кнопку "Отправить заявку", я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация
Нажимая кнопку Зарегистрироваться, я даю свое согласие на обработку персональных данных
Регистрация на Общее собрание членов САП

Дата закрытия регистрации 20.04.2021

Нажимая кнопку Получить приглашение, я даю свое согласие на обработку персональных данных и на получение по электронной почте срочных уведомлений и других оповещениях, связанных с мероприятием.
Поиск по сайту
Политика конфиденциальности и защиты информации

Оставляя данные на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и защиты информации.

Защита данных

Администрация сайта aviationunion.ru (далее Сайт) не может передать или раскрыть информацию, предоставленную пользователем (далее Пользователь) при регистрации и использовании функций сайта третьим лицам, кроме случаев, описанных законодательством страны, на территории которой пользователь ведет свою деятельность.

Получение персональной информации

Для коммуникации на сайте пользователь обязан внести некоторую персональную информацию. Для проверки предоставленных данных, сайт оставляет за собой право потребовать доказательства идентичности в онлайн или офлайн режимах.

Использование персональной информации

Сайт использует личную информацию Пользователя для обслуживания и для улучшения качества предоставляемых услуг. Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.

Коммуникация

После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить получение информационных бюллетеней воспользовавшись соответствующим сервисом в Сайте.

Ссылки

На сайте могут содержаться ссылки на другие сайты. Сайт не несет ответственности за содержание, качество и политику безопасности этих сайтов. Данное заявление о конфиденциальности относится только к информации, размещенной непосредственно на сайте.

Безопасность

Сайт обеспечивает безопасность учетной записи Пользователя от несанкционированного доступа.

Уведомления об изменениях

Сайт оставляет за собой право вносить изменения в Политику конфиденциальности без дополнительных уведомлений. Нововведения вступают в силу с момента их опубликования. Пользователи могут отслеживать изменения в Политике конфиденциальности самостоятельно.

Противодействие корупции

Разработчики используют текст Lorem ipsum в качестве заполнителя макета страницы. После настройки шаблона весь подобный текст необходимо заменить на уникальный и соответствующий тематике сайта, иначе поисковые системы могут посчитать страницу не релевантной или дублирующей.

Для заполнения страницы в веб-дизайне используют специально сгенерированный бессмысленный текст, получивший название Lorem ipsum. Перевод данной фразы в таком виде отсутствует, это искаженная цитата из труда Цицерона «О пределах добра и зла», написанного на латыни. Данное словосочетание — обрезка фразы «Dolorem ipsum», которая переводится как «саму боль».